Стр. 15 - гетеСС

Упрощенная HTML-версия

11
Р. Ю. Данилевский
Гёте и Россия
Судьба произведений Гёте в России — особая судьба. Если иностранные ученые дари-
ли нам свои труды и открытия, писатели и поэты—образы своих героев, то Гёте соединил
в себе оба эти качества и обогатил русскую, да и общечеловеческую культуру своим внут-
ренним миром, своим внутренним космосом и своим оригинальным восприятием мира
внешнего — своим «я», что удавалось не каждому мировому гению. В полном соответ-
ствии с традициями русской культуры Гёте стал для нас (как, впрочем, и для своих сооте-
чественников) «больше, чем поэтом».
Прежде чем выяснять, что значило имя Гёте для многих поколений российских читате-
лей, посмотрим, что значило для самого поэта имя России.
1
Первая встреча Гёте с нашими соотечественниками произошла в Лейпциге в октябре
1765 года. Молодой Гёте приехал в город для поступления на юридический факультет уни-
верситета как раз в дни осенней ярмарки, на которой и увидел торговцев из «восточных
краев», поразивших его, как напишет он позже в шестой книге своих мемуаров «Поэзия
и правда», «удивительными своими нарядами»*. Особенно заинтересовали его греки, но
не прошел он и мимо поляков и русских. Но подлинный интерес к России и ее культуре
проявился у Гёте позже. Предпосылки этого интереса накапливались постепенно — по
мере того как Российская империя становилась все более значительным политическим
игроком на европейской арене, по мере быстрого развития новой русской культуры и все
более частого появления поданных российской державы в немецких землях.
В 1770 году, продолжив после Лейпцига и тяжелой болезни учение в Страсбургском
университете, Гёте общался с двумя людьми, которых он считал русскими. Это — бывший
страсбургский студент ДаниэльПегелов, ставший затем военным хирургом в русской армии,
* См. настоящее издание, с. 168.