19
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
И все же известность в качестве обобщенной фигуры ти-
пичного пирата снискал именно образ Тича Черной Бороды.
В демонической интерпретации Капитана Джонсона он по сей
день привлекает внимание писателей и кинематографистов*.
Вдохновляясь легендарным прообразом и сдвинув хронологию
на тридцать лет вперед, Стивенсон на страницах «Владетеля
Баллантрэ» изобразил полоумного негодяя с закрученными
колечками бакенбардами, мазавшего лицо невообразимым
черным снадобьем: «Он бегал по палубе, бесновался и орал,
что сам он сатана, а корабль его — ад»**. У Хлои Гартнер в рома-
не «Энн Бонни» Тич наделен отталкивающей внешностью, от
него пахнет настолько омерзительно, что даже видавшая виды
героиня предпочитает держаться подальше. Знаменитые ки-
нофильмы «Пират Черная Борода» (1952) с Робертом Ньюто-
ном, «Призрак Черной Бороды» (1968) с Питером Устиновым,
«Черная Борода: террор на море» (2005) с Джеймсом Пьюрфо-
ем и «Пираты семи морей: Черная Борода» (2006) с Ангусом
Макфадьеном и Ричардом Чемберленом в роли губернатора
Идена рисуют Черную Бороду нелепым «вечным скитальцем»,
зарывающим в укромных местах сокровища и творящим вся-
кие безобразия, или беспощадным злодеем, наводящим ужас
на мореплавателей.
И хотя Тич, бесспорно, фигура эмблематическая, он стоит
в ряду многих прочих не менее прославленных морских раз-
бойников. Жизнь любого из них давала пищу для старинных
преданий. Центральный пиратский персонаж окружался за-
гадочной романтической атмосферой, под стать ему подби-
ралась подходящая массовка. На заднем плане располагались
соответствующие декорации: пустынные побережья, чернею-
щие на горизонте замки, протянувшиеся вдоль берега мрачные
леса, мятежный корабль, пробивающийся сквозь непогоду.
Каждая деталь работала на создание нужного образа и прида-
вала герою предусмотренный сценарием характер. Пират то
превращался в справедливого народного мстителя, наподобие
Робин Гуда, то, как капитан Шарки в рассказах Артура Конан-
Дойла, представал злодеем и изувером. Морские разбойники
поочередно исполняли разные роли: обаятельного прожига-
теля жизни, проводящего время в кутежах и любовных при-
ключениях, романтического героя лорда Байрона и Вальтера
* О литературных и кинематографических интерпретациях образа
Тича Черной Бороды см. подробнее:
Рогожинский Ж
. Энциклопедия пиратов.
М., 1998.
**
Стивенсон Р. Л
. Владетель Баллантрэ // Стивенсон Р. Л. Собр. соч. Т. 3.
М., 1981. С. 40.