Стр. 36 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

ГЛАВА вторая
32
На каменной скатерти с узорами — множество тарелок и боль-
шой чайник. Размеры композиции меня ошеломили. Но жители
Уоррингтона, видно, к памятнику привыкли.
Чарлз был третьим ребенком в семье — у него были две стар-
шие сестры Франсис Джейн (Фанни) и Элизабет Люси. Потом
родились еще три брата и пять сестер: Кэролайн Хьюм, Мэри
Шарлотта, Скеффингтон Хьюм, Уилфред Лонгли, Луиза Флет-
чер, Маргарет Энн Эшли, Генриетта Харрингтон, Эдвин Хэрон.
Преподобный Чарлз Доджсон был человеком неординар-
ным: глубоко религиозный, строгий, целеустремленный и воле-
вой, он в то же время обладал замечательным чувством юмора,
и когда выпадала свободная минута, любил пошутить, хотя
шутки его порой были мрачноваты. Чтобы поддержать скром-
ный семейный бюджет, он брал в дом учеников. Он любил ма-
тематику и, несмотря на свою крайнюю занятость, не оставлял
математических занятий. Но конечно, время, свободное от
приходской службы и забот, в основном посвящалось богосло-
вию — один за другим выходили его теологические труды.
Мистер Доджсон принадлежал к англиканской конфессии,
которая, по справедливому замечанию Виктора Сонькина,
была «среди больших христианских конфессий едва ли не са-
мая запутанная, неоднородная и противоречивая». В 1534 году
английский король Генрих VIII вследствие разных причин, по-
литических, финансовых и личных, порвал с папой римским
и провозгласил себя главой Церкви Англии. Положение было
весьма сложным: Церковь Англии, невзирая на разрыв с Римом,
оставалась католической, однако XVI век был временем проте­
стантской Реформации на континенте, а в Англии имелось не-
мало сторонников Мартина Лютера. В последующие десятиле-
тия в бурных дебатах и столкновениях была выработана новая
конфессия, называемая англиканством. В 1563 году церковным
собором был принят важный документ — 39 статей англиканско-
го вероисповедания, составленный тогдашним архиепископом
Кентерберийским Томасом Кранмером. Они стали главным ве-
роучительным документом, сохранившим свою роль и по сей
день. «Англиканство почти официально называет себя „средним
путем“ (по латыни
via media
), — пишет В. Сонькин. — Под этим
подразумевается, что Церковь Англии не впадает в крайности,
характерные как для католицизма, так и для протестантизма.
В реальности, конечно, английская церковь на протяжении
всей своей истории постоянно колеблется между двумя этими
крайностями, что приводило ко множеству внутренних проти-
воречий, расколов, течений, споров, догматических и обрядо-
вых проблем на каждом уровне и на каждом этапе. <…> Из-за