12
дело! Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэти-
ческих талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтиче-
скою их родиною! Пушкин посвятил Кавказу одну из первых
своих поэм — „Кавказского пленника“, и одна из последних
его поэм — „Галуб“ — тоже посвящена Кавказу; несколько пре-
восходных лирических стихотворений его также относятся
к Кавказу. Грибоедов создал на Кавказе свое „Горе от ума“: ди-
кая и величавая природа этой страны, кипучая жизнь и суро-
вая поэзия ее сынов вдохновили его оскорбленное человече-
ское чувство на изображение апатического, ничтожного круга.
?
...
?
И вот является новый великий талант — и Кавказ делается
его поэтическою родиною, пламенно любимою им; на недо-
ступных вершинах Кавказа, венчанных вечным снегом, нахо-
дит он свой Парнас; в его свирепом Тереке, в его горных пото-
ках, в его целебных источниках находит он свой Кастальский
ключ, свою Иппокрену...»*
Восприятие Лермонтовым Кавказа менялось в зависимости
от жизненных обстоятельств, в которых оказывался поэт. Ка-
ким он представлял этот край, когда еще в детстве приезжал
в 1820 и 1825 годах на Горячие Воды с бабушкой? В его первой по-
эме «Черкесы», написанной, когда Лермонтову было неполных
Дарьяльское ущелье
Рисунок М. Ю. Лермонтова. 1837
*
Белинский В. Г
. Герой нашего времени: Сочинение М. Лермонтова. Из-
дание второе. СПб., 1841. // Отечественные записки. 1841. Т. XVIII. № 9.
Отд. VI «Библиографическая хроника». С. 1–5.
ПРЕДИСЛОВИЕ