ПРЕДИСЛОВИЕ
В конце 1945 года крупнейший российский лермонтовед
Виктор Андроникович Мануйлов, выступая в Пушкинском
Доме на защите кандидатской диссертации «Биография Лер-
монтова. Детство и отрочество», назвал свое исследование
о поэте биографическим. Значение этого жанра исследования
он определил так: «Биография есть история развития конкрет-
ной личности и ее деятельности в обществе»; другими словами,
«биография — это история личности и личность в истории»*.
И далее, раскрывая свою мысль, ученый сделал чрезвычай-
но интересные выводы, касающиеся научной методологии.
«Вполне понятно, что всякое биографическое исследование
должно быть отнесено к разряду исторических дисциплин
в первую очередь, — говорил Мануйлов, — ибо биограф иссле-
дует
развитие
личности в связи с развитием общественной жиз-
ни, в связи с изменением социально-исторической действи-
тельности. Но было бы неправильно полностью исключать
биографические исследования из круга дисциплин литерату-
роведческих, и биография, как дисциплина вспомогательная,
именно в литературоведении призвана играть особо значи-
тельную роль»**.
Значение биографического научного метода особенно воз-
растает при исследовании творчества тех писателей, творче-
ство которых по природе своей по преимуществу автобиогра-
фично. Это, прежде всего, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов,
Л. Н. Толстой, сюда же можно отнести Максима Горького,
В. В. Маяковского и некоторых других.
ОсобенностьюпроизведенийЛермонтова является ярко вы-
раженная связь его творчества как с событиями личной жизни
поэта, так и с развитием исторического процесса Российской
Памяти ушедших
друзей-лермонтоведов
* Стенограмма заседания Ученого совета Института русской литературы
АН СССР от 26 декабря 1945 года. Л. 1об. // Архив автора.
** Там же.