Стр. 19 - Пионеры

Упрощенная HTML-версия

15
В УЧЕНИИ. НАДПИСИ ОСКОВ
страстями и неустройством, недугами и жалобами. Его Бытие
обрастает бытом. Служба не дает ему возможности прокор-
мить семью. Надо выживать, изыскивая при этом средства на
починку ветшающих стен и сводов, на поновление иконоста-
са. Плата за требы столь скудна, что без собственного хозяй-
ства не выжить. А потому после литургии священника ждет
сенокос; после молотьбы — церковная проповедь. Отец Вла-
димир нанимает помощника, чтобы справляться с полевыми
работами, а на молотьбу зовет в подмогу пономаря и его сына,
чтобы потом у того же пономаря обмолачивать то же число
овинов. Так по обычаю сельского причета и справлялись
в поле: «тол
у
кой», артельно, а завершалась работа общим уго-
щением. «Во исполнение Апостольского завещания возлю-
бим друг друга, да единомыслием в соединении душ и сердец
прославим и исповедуем Триипостасного Бога, да возможем
достойно нарицатися чадами Божией благодати, учениками
и последователями Иисуса Христа»*.
2
Для детей сельского священника единственный способ вы-
биться в люди состоял в получении образования. Сыновья свя-
щеннослужителей имели сословную привилегию при поступ-
лении в духовные училища и семинарии. Предполагалось, что
по окончании этих учебных заведений хотя бы часть учеников
пойдет по стопам своих отцов. Впрочем, ни для кого не был
закрыт и светский путь.
После того как дома дети освоили грамоту, отец Владимир
отправил сыновей в ближайший уездный город Шую, в Шуй-
ское духовное училище, где вкусившие домашней вольницы и
ласковой родительской опеки братья попали в неволю казен-
нокоштной бурсы. Слава о несладком житье бурсаков гуляла
по всей России: на Дону «бурсаком» даже назвали сухарь.
В первом классе Шуйского духовного училища было не два-
дцать ребят (как надо бы) и не сорок (как не надо бы), а семьде-
сят! Жили мальчики на кухнях у мещан и причетников. Часто
по восемь-десять человек спали вповалку на полу. Питались так
скудно, что чувство голода преследовало их постоянно. В кон-
це жизни, вспоминая эти годы, Цветаев напишет своему другу,
знаменитому египтологу Владимиру Семеновичу Голенищеву,
с детства не знавшему нужды:
*
О. Владимир Цветаев
. Слово на день Иоанна Богослова // Российский го-
сударственный архив древних актов. Ф. 364. Д. 334.