Сейчас любой школьник, читающий краткую биографию Владимира Высоцкого
в своем учебнике, легко может впасть в заблуждение: там ведь написано, что он играл
главные роли в столичном театре, за двадцать лет участвовал в создании трех десятков
фильмов, объездил с концертами всю страну, неоднократно выезжал за границу, да
еще в такие уголки планеты, где и члены Политбюро не бывали, издавал свои пластин-
ки во Франции и в США, был вхож в дома Верховных Правителей, а вдобавок получил
Государственную (бывшую Сталинскую) премию.
На самом деле этот впечатляющий для советской действительности результат
был достигнут нелегкой ценой. Имя Высоцкого практически всегда находилось в раз-
нообразных «черных» списках: запреты на публичные выступления, на съемки в по-
ложительных ролях, на съемки вообще, на печатание… И концерты его были полу-
подпольными и полуофициальными — во всевозможных периферийных ДК и НИИ;
и отменялись они сразу после того, как о них становилось известно соответствующим
«службам». В последние годы поэт вынужден был встречаться со слушателями своих
песен не в качестве живой Легенды, с которой посидеть в неформальной обстановке
мечтал чиновник любого ранга (даже тот, кто по своему служебному положению пре-
пятствовал поэту во всем), а как… лектор Бюро пропаганды советского киноискусства
или по приглашениям клубов книголюбов.
При жизни Высоцкого результаты его взаимодействия с советскими концертны-
ми, широковещательными и издающими организациями в сравнении с масштабами
его дарования и популярности оказались поистине мизерными: ни одного официаль-
ного сольного концерта, никаких выступлений на радио и телевидении, единственное
стихотворение в поэтическом альманахе, всего полтора десятка песен из спектаклей
и фильмов на пластинках-миньонах…
Первый сборник — обезображенный цензурой и вошедший в историю не при
надлежащими поэту стихами—увидел свет лишь спустя год после его смерти. Плотину
прорвало в конце 80-х, когда в России и на Западе одна за другой стали публиковаться
его книги, далеко не всегда профессионально подготовленные. Первым текстологичес-
ки выверенным собранием песен и стихов Высоцкого стал двухтомник 1990 года, под-
готовленный А. Крыловым.
Книга «Песни беспокойства» включает лучшие произведения поэта. Ее название
отсылает к подзаголовку знаменитой песни «Парус», исполением которой Высоцкий
обычно заканчивал свои концерты. Анализу взаимоотношений автора и тоталитар-
ного государства, последствий вмешательства цензуры и влияния автоцензуры на его
творчество посвящено послесловие А. Крылова.
Иллюстрации к произведениям Владимира Высоцкого выполнены близким дру-
гом поэта Михаилом Шемякиным специально для издательства «Вита Нова».