«Тёмные аллеи» —не обычный сборник рассказов, а единственная в творче-
ствеИ. А. Бунина (1870–1953) составленная самимписателем книга. Её заглавие
подсказано стихотворениемН. П. Огарёва «Обыкновенная повесть» (1842):
Вблизи шиповник алый цвёл,
Стояла тёмных лип аллея.
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели…
Однако это оптимистическое, радостное настроение бывший поэт, теперь
прозаик, первый русский лауреат Нобелевской премии, переводит совсем
в иной план. «Вся эта книга называется по первому рассказу — „Тёмные ал-
леи“, — в котором „героиня“ напоминает своему возлюбленному, как когда-
то он всё читал ей стихи про „тёмные аллеи“ („Кругом шиповник алый цвёл,
стояли тёмных лип аллеи“), и все рассказы этой книги только о любви, о её
„тёмных“ и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях» (из письма Бунина
к Тэффи от 23 февраля 1944 года).
Книга написана в три приёма, накануне и в разгар Второй мировой войны:
в 1937–1938, 1940–1941, 1943–1945 годах. Первое издание сборника (Нью-Йорк,
1943) включало всего 11 рассказов. Во второе издание (Париж, 1946) вошло уже
38 текстов, распределённых по трём разделам, причём в нём были перепечата-
ны все рассказы из первого издания, кроме «Апреля». Много позднее писатель
сочинил ещё два текста — «Ночлег» и «Весной, в Иудее», — которые намере-
вался включить в книгу. Но в таком виде опубликовать её не успел. Обычно
эти два рассказа механически добавляют в конце «Тёмных аллей», разрушая
продуманную Буниным композицию.
В СССР произведения Бунина долгое время были чтением нежелательным,
если не сказать запрещённым. Впервые «Тёмные аллеи» как цельная книга
были опубликованылишь в седьмом томе девятитомного собрания сочинений
Бунина (1966). Однако по цензурным причинам, как слишком откровенные,
из сборника были изъяты три текста: «Барышня Клара», «Гость» и «Железная
Шерсть». Они были восстановлены лишь в изданиях эпохи перестройки.
В настоящем издании, в отличие от большинства существующих, книга
публикуется в авторской композиции. Исключённый рассказ и позднее на-
писанные рассказы даются в приложении.
Сборник сложился из разных жанровых форм — от этюда, сцены, стихо-
творения в прозе до классических новеллы и повествовательного рассказа.
Место действия подавляющего большинства рассказов — дореволюцион-
ная Россия, предстающая как огромная заколдованная территория любви.
«Солнечный удар» в «Тёмных аллеях» имеет, как правило, две развязки: рас-
ставание (надолго или навсегда) или смерть (расставание навеки). Физику
пола и метафизику любви Бунин в конце концов превращает в бесплотный
ослепительный свет памяти.
«Тёмные аллеи» — восстановление мгновенного времени любви в вечном
времени России, её природы, её застывшего в своём ушедшем великолепии
прошлого.
Игорь Сухих