Писатель оригинальный и яркий, сатирик и обличитель, философ и лирик,
Николай Макарович Олейников (1898–1937) сказал свое слово в русской по-
эзии и оставил заметный след во многих литературных жанрах. Поэт и кино-
сценарист, журналист и редактор, он был создателем иронических гротесков и
уничижительных эпиграмм, мастером документального рассказа и сказочно-
го повествования, автором лирических стихов и исследований в области выс-
шей математики.
24 ноября 1937 года Николай Олейников был расстрелян как «участник
троцкистской шпионско-вредительской группы». Тело поэта зарыто где-то на
Левашовской пустоши, имя его вычеркнуто из списков Союза писателей, кни-
ги изъяты, квартира оприходована, семья выслана...
При жизни поэта было напечатано всего пять его стихотворений («Слу-
жение науке», «Муха», «Хвала изобретателям», «Детские стихи» и тексты для
рекламного ролика к кинофильму «Женитьба»), не считая анонимных стихов
в детских журналах. До конца 1960-х не было ни публикаций в периодике, ни
сборников. Но стихи жили. Их читали в клубных залах и на дружеских ве-
черах, переписывали, заучивали наизусть. Отдельные строки превращались
в поговорки, включались (без ссылки на автора) в юмористические рассказы
и пьесы. За несколько десятилетий огромное количество стихотворений разо-
шлось в списках.
Стихи Николая Олейникова создавались в эпоху всепроникающей серьез-
ности, когда пресса не знала иной тематики, кроме победных реляций и по-
ношения недругов, литература специализировалась на производственных по-
лотнах, поэзия грохотала литаврами и барабанами, и обыватель, всезнающий
и многоликий, вещал с трибун от имени народа. Эти стихи то проникнуты
иронией, то полны беззаботного юмора, то нарочито застольны. Иногда они,
казалось бы, пародируют современных или классических поэтов. Но это от-
нюдь не пародия в привычном ее назначении, а лишь замаскированное сред-
ство, дающее возможность рассмотреть через увеличительное стекло иронии
невидимые невооруженным глазом детали нашего существования.
Он создал в поэзии свой собственный неповторимый стиль. Характерные
для стихов Олейникова лиричность и простота, весомость слова, сочетание
кажущегося распада формы с четкой, часто очень сложной архитектурой рит-
ма и звука, верность традициям народной поэзии, насыщенность аналогиями,
параллелями и ассоциативными связями — невольно создают настроение, за-
ставляющее задуматься над смыслом обыденных вещей, когда примелькавши-
еся явления и простые предметы— перо, чернильница, кузнечик — предстают
в необычном освещении и внешне веселое повествование о них может неожи-
данно обрести неподдельно трагическое звучание.
Александр Олейников
.