Александр Васильевич Чаянов (1888–1937) — по основной специальности
            
            
              экономист-аграрий и социолог — профессиональным писателем себя не счи-
            
            
              тал. Хотя и успел за свою не очень продолжительную жизнь перепробовать
            
            
              многие жанры — от лирических стихов и опытов в драматургии до сочинения
            
            
              утопической фантастической повести о будущей России, которую он представ-
            
            
              лял себе в виде мощной аграрной державы, этакой «житницы мира», способной
            
            
              прокормить не только саму себя, но и всех окружающих соседей.
            
            
              Однако наибольшую известность принесли Александру Чаянову пять неболь-
            
            
              ших повестей, написанных в той удивительной манере, которую в литературо-
            
            
              ведении принято именовать термином «русская романтическая повесть». Круп-
            
            
              нейшими представителями этого жанра, который развивался в первой половине
            
            
              XIX века под влиянием немецкого романтизма, были Александр Бестужев (Мар-
            
            
              линский), Антон Погорельский, Михаил Загоскин, Владимир Одоевский. И вот
            
            
              в XX веке Александр Чаянов — блестящий стилизатор, знаток искусства и интел-
            
            
              лектуал — возродил и развил эту традицию.
            
            
              Чаянов был поклонником мистического реализма — его любимыми ино-
            
            
              странными писателями были немецкий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман
            
            
              и зачинатель американской литературы Эдгар Аллан По. Заимствовав их литера-
            
            
              турную форму, он наполнил её собственным содержанием, от явных стилизаций
            
            
              сумел за короткий срок перейти к индивидуальной манере письма, способство-
            
            
              вавшей воплощению занимавших его сюжетов. Среди этих сюжетов — и неверо-
            
            
              ятные приключения молодого российского аристократа XVIII века, повздорив-
            
            
              шего со знаменитым колдуном-чернокнижником, который управлял людскими
            
            
              судьбами через раскладывание волшебных пасьянсов, и упорная борьба другого
            
            
              московского аристократа, уже из века XX-го, со зловещим двойником, выныр-
            
            
              нувшим из старинного венецианского зеркала…
            
            
              Трагическая судьба Александра Чаянова — во времена сталинского террора
            
            
              он был расстрелян как «враг народа» — отразилась и на судьбе его творческого
            
            
              наследия. Его научные произведения частью были уничтожены, частью упрята-
            
            
              ны в сейфы библиотечных «спецхранов». Романтическим повестям от гибели и
            
            
              забвения помогла уцелеть счастливая случайность — тот факт, что изданы они
            
            
              были под псевдонимом Ботаник Х.: советская цензура не смогла идентифициро-
            
            
              вать его с личностью Чаянова. Тем не менее только после полной реабилитации
            
            
              Чаянова в 1987 году его беллетристические произведения обрели вторую жизнь
            
            
              на пути к своим читателям.
            
            
              Романтическую прозу Александра Чаянова отличают безудержный по-
            
            
              лёт фантазии, безграничная изобретательность в развитии сюжетных линий,
            
            
              виртуозное владение стилем и — главное — неизменное чувство юмора, ино-
            
            
              гда переходящего в мягкую иронию. Эти особенности писательской манеры и
            
            
              обеспечили Чаянову уникальное место в истории русской литературы XX века,
            
            
              внимание литературоведов и признание читателей.