Стр. 3 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

Александр Васильевич Чаянов (1888–1937) — по основной специальности
экономист-аграрий и социолог — профессиональным писателем себя не счи-
тал. Хотя и успел за свою не очень продолжительную жизнь перепробовать
многие жанры — от лирических стихов и опытов в драматургии до сочинения
утопической фантастической повести о будущей России, которую он представ-
лял себе в виде мощной аграрной державы, этакой «житницы мира», способной
прокормить не только саму себя, но и всех окружающих соседей.
Однако наибольшую известность принесли Александру Чаянову пять неболь-
ших повестей, написанных в той удивительной манере, которую в литературо-
ведении принято именовать термином «русская романтическая повесть». Круп-
нейшими представителями этого жанра, который развивался в первой половине
XIX века под влиянием немецкого романтизма, были Александр Бестужев (Мар-
линский), Антон Погорельский, Михаил Загоскин, Владимир Одоевский. И вот
в XX веке Александр Чаянов — блестящий стилизатор, знаток искусства и интел-
лектуал — возродил и развил эту традицию.
Чаянов был поклонником мистического реализма — его любимыми ино-
странными писателями были немецкий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман
и зачинатель американской литературы Эдгар Аллан По. Заимствовав их литера-
турную форму, он наполнил её собственным содержанием, от явных стилизаций
сумел за короткий срок перейти к индивидуальной манере письма, способство-
вавшей воплощению занимавших его сюжетов. Среди этих сюжетов — и неверо-
ятные приключения молодого российского аристократа XVIII века, повздорив-
шего со знаменитым колдуном-чернокнижником, который управлял людскими
судьбами через раскладывание волшебных пасьянсов, и упорная борьба другого
московского аристократа, уже из века XX-го, со зловещим двойником, выныр-
нувшим из старинного венецианского зеркала…
Трагическая судьба Александра Чаянова — во времена сталинского террора
он был расстрелян как «враг народа» — отразилась и на судьбе его творческого
наследия. Его научные произведения частью были уничтожены, частью упрята-
ны в сейфы библиотечных «спецхранов». Романтическим повестям от гибели и
забвения помогла уцелеть счастливая случайность — тот факт, что изданы они
были под псевдонимом Ботаник Х.: советская цензура не смогла идентифициро-
вать его с личностью Чаянова. Тем не менее только после полной реабилитации
Чаянова в 1987 году его беллетристические произведения обрели вторую жизнь
на пути к своим читателям.
Романтическую прозу Александра Чаянова отличают безудержный по-
лёт фантазии, безграничная изобретательность в развитии сюжетных линий,
виртуозное владение стилем и — главное — неизменное чувство юмора, ино-
гда переходящего в мягкую иронию. Эти особенности писательской манеры и
обеспечили Чаянову уникальное место в истории русской литературы XX века,
внимание литературоведов и признание читателей.