«Мне кажется, что единственное произведение, которое я могу напи
сать как значительное, нужное людям, — книга о моей собственной жизни».
С помощью этой фразы, записанной Юрием Карловичем Олешей в дневнике
11 июня 1954 г., можно охарактеризовать все его творчество: любое из проза
ических произведений «короля метафор» отсылает к собственной жизни пи
сателя, а в целом они составляют его творческую биографию.
Роман «Зависть» (1927), вызвавший ожесточенные споры, но подавляющим
большинством критиков оцененный восторженно, сразу поставил писателя
в ряд лучших советских прозаиков. За «Завистью» последовали ее инсцени
ровка «Заговор чувств», роман для детей «Три толстяка» и одноименная пьеса,
сборник рассказов «Вишневая косточка», драма «Список благодеяний», «пьеса
для кинематографа» «Строгий юноша». Каждое из этих произведений оказыва
лось литературным или театральным событием, рождало полемику, приносило
славу. Вершиной ее стало выступление Олеши на Первом съезде советских пи
сателей 22августа 1934г., взволновавшее публику. Оно подводило итог прежней
работе и сообщало о созревающих замыслах. И тут Олеша неожиданно — в са
мом расцвете сил — почти замолчал. Он регулярно помещал в периодических
изданиях статьи и фельетоны, иногда переводы, изредка писал киносценарии,
но ничего подобного прежним книгам, волнующим души и умы, заставля
ющим отчаянно спорить, уже не создал. Между тем он не исчез — появлялся
в общественных местах, чаще всего в ресторане «Националь», где изрекал остро
ты, пил коньяк и скандалил. Реплики Олеши расходились по Москве; было из
вестно, что он сочиняет сразу несколько произведений и ведет откровенный
дневник. Не был писатель и запрещен: издательства и театры заключали с ним
договоры, платили авансы, но так же тщетно ждали рукописей, как напрасно
надеялись вернуть свои деньги те, кто давал Олеше в долг. Шли годы, новых
книг не появлялось, и только в 1956г. вышли в свет «Избранные сочинения»,
где была перепечатана наиболее известная проза писателя и опубликованы вы
держки из его дневников. С дополнениями дневники были напечатаны уже по
смертно под названиями «Ни дня без строчки» и «Книга прощания».
Непредвзятое знакомство с фактами жизни Олеши и его сочинениями
(особенно их черновиками) заставляет отчасти усомниться в мифе о нем и как
о жертве тоталитарной системы, и как о недостаточно стойком борце за иде
алы, не одобряемые этой системой. Все обстояло гораздо сложнее, и, только
распутав загадочный узел жизненных и творческих перипетий писательской
судьбы, мы сможем должным образом понять и по достоинству оценить свое
образную трилогию Ю. К. Олеши «Зависть» — «Заговор чувств» — «Строгий
юноша», научно подготовленные тексты которой представлены в этом изда
нии наряду со взглядом на нее современного художника и позицией литера
туроведов, отраженной в статье, комментариях и краткой хронике жизни и
творчества писателя.
Николай Гуськов, Андрей Кокорин