Он родился в эпоху «великого перелома», в конце первой пятилетки (1933),
когда руками вчерашних крестьян, лишенных земли, и руками заключенных,
стремительно заполняющих исправительно-трудовые лагеря, совершался ре-
шающий прорыв в индустриализации страны. В июне 1941-го он вместе с роди-
телями остался в Ленинграде, чудом не попал в Могилев, где вскоре погибла вся
его белорусская еврейская родня. Самую чудовищную в истории Ленинграда
зиму он пережил в умирающем городе и по тонкому уже льду Ладожского озера
в апреле 1942-го был эвакуирован вместе с матерью на Большую землю.
В литературу он входил вместе с «поколением шестидесятников», обнаде-
женных итогами ХХ съезда и глотнувших воздуха недолгой «оттепели». И этого
«глотка свободы» хватило Городницкому уже на шестьдесят (!) лет жизни в рус-
ской литературе. За это время «оттепель» перешла в «заморозки», потом снова
в «оттепель», и снова в «заморозки». «Бесполезно призывать к пробужденью не
желающих очнуться от сна», — пишет он в 1981 году. В 1998-м — «От свободы
недолгой устали мы, не сумевшие жить без царя». А в 2009-м — «Мы пришли из
барачной египетской тьмы, и привычен отечества дым нам, потому так спокой-
но относимся мы к трижды перелицованным гимнам».
Он был очевидцем войны, свидетелем разительных перемен в жизни стра-
ны, был участником геологических экспедиций в сибирскую тайгу и в тундру.
Он сплавлялся по рекам, вдоль которых стояли опустевшие сталинские лагеря,
он переплывал на исследовательских судах океаны, опускался на дно в батиска-
фе в поисках Атлантиды, он «обошел все континенты света» — и написал обо
всем этом песни, многие из которых люди, их певшие, считали народными. Его
«Снег», «Перекаты», «Деревянные города», «Над Канадой», «Геркулесовы стол-
бы» стали классикой бардовской песни. Его «Атланты» — неофициальный гимн
Ленинграда-Петербурга.
Голос Городницкого звучит сегодня так же громко, необходимо и уверенно,
как в «застойные» семидесятые — восьмидесятые годы. И в новом веке Город-
ницкий собирает полные залы (среди которых и Большой зал Петербургской
филармонии). Он известный ученый-геофизик, заслуженный деятель науки
Российской Федерации. Его именем названы малая планета Солнечной системы
под № 5988 и перевал в Саянах.
И все же, думается, важно не только это. Важно, что стихи и песни Город-
ницкого и теперь, в XXI веке, выполняют свое основное предназначение — «гла-
голом жечь». И поэтому есть надежда, что строчки «новые школьники новый
листают учебник, —новая кровь открывается старою ложью» и «родство по сло-
ву порождает слово, родство по крови — порождает кровь» — будут услышаны.
Важно то, что герои стихотворения Городницкого «Попутчик» и сегодня,
с разницей уже в шесть десятков лет, «летят по одному маршруту».