Автобиографический роман Евгении Семеновны Гинзбург (1904–1977)
«Крутой маршрут» — драматическое повествование о восемнадцати годах
тюрем, лагерей и ссылок. Действие в романе начинается за три года до ареста,
в 1934-м, когда автору еще не было тридцати, и заканчивается уже после смерти
Сталина. Это первое документальное произведение о сталинских лагерях, на-
писанное женщиной.
Как участница троцкистской террористической организации, в 1937 году
Гинзбург была приговорена к десяти годам тюремного заключения со строгой
изоляцией и с поражением в правах на пять лет, а также с конфискацией все-
го личного имущества. После двух лет в Ярославском политизоляторе приго-
вор был «смягчен» — десять лет исправительно-трудовых лагерей. Последовал
транспортный этап через всю страну, затем Владивостокский транзитный ла-
герь и морским этапом на Колыму. Затем — восемь лет лагерей (Эльген, Таскан),
часто в условиях, практически несовместимых с жизнью. В 1947 году Гинзбург
была освобождена и оставлена на «вечное поселение» в Магадане. Ее сын, буду-
щий писатель Василий Аксенов, был разлучен с матерью почти на двенадцать
лет и вновь встретился с ней в Магадане уже пятнадцатилетним подростком.
В 1949-м — повторный арест Гинзбург и последовавший за ним новый приго-
вор: ссылка на поселение в Красноярский край, затем на Колыму. После полной
реабилитации в 1955 году —жизнь в Москве и начало работы над главным про-
изведением своей жизни — «Крутой маршрут».
К 1962 году рукопись первой части романа была готова. «Оттепель» оживила
напрасные, как вскоре оказалось, надежды автора на публикациюкниги в СССР.
Текст был переработан автором и передан в редакции журналов «Юность» и
«Новый мир». Но книга пришла к читателю иным путем: «Как только рукопись
попала в редакции двух популярнейших толстых журналов, началось пятилет-
нее плавание ее по бурным волнам самиздата. Рукопись, с которой снимались
десятки, а может, и сотни копий, с фантастической быстротой размножалась и
переходила границы Москвы. Когда я начала получать читательские отзывы из
Ленинграда и Красноярска, из Саратова и Одессы, я поняла, что совершенно
утратила контроль за удивительной жизнью моей ненапечатанной книги».
В 1967 году роман без ведома автора был опубликован в Милане. Затем
в Лондоне, Мюнхене, Нью-Йорке, Стокгольме… Евгения Гинзбург вспоминала
об этом так: «…книга вступила в новую фазу своего бытия: из догутенбергов-
ской, самиздатовской, родной отечественной контрабанды она превратилась в
нарядное детище разноязычных издательств, перекочевала в мир роскошной
глянцевой бумаги, золотых обрезов, ярких суперобложек. Полное отчуждение
произведения от его автора! Книга стала чем-то вроде взрослой дочери, без-
оглядно пустившейся „по заграницам“, начисто забыв о брошенной на родине
старушке матери».
В эпилоге автор выражает надежду: «...если не я и не мой сын, то, может
быть, хотя бы мой внук увидит эту книгу полностью напечатанной на нашей
Родине…» В России роман увидел свет только в 1988 году.