«Я странник, лёгкий человек, но вся жизнь моя проходила в тяжёлых
боях» — так говорит о себе рыцарь Ланцелот, герой пьесы Евгения Львови-
ча Шварца «Дракон». Кажется, что так мог бы о себе сказать и сам драма-
тург. В отличие от погибших в концлагерях или расстрелянных без суда и
следствия, он прожил вполне благополучную жизнь и умер в своей посте-
ли. Но и на долю Шварца выпало немало испытаний: несчастливый первый
брак, разрушение актёрских иллюзий, война, блокада, эвакуация, болезни,
потеря родных и близких, творческие неудачи, издевательства со стороны
чиновников, от которых зависела судьба его произведений. Всё это спо-
собно сломать и разрушить человека, лишить его последней надежды, но
Шварц оказался сильнее, чем он думал о себе сам. Доказательство этому —
его тексты: стихотворения, фельетоны, рассказы, дневники и, конечно же,
пьесы.
Главный вопрос, который ставит Шварц всем своим творчеством, за-
ключается в том, а сможет ли человек сохранить свою «лёгкую» душу в та-
ких тяжёлых, подчас нечеловеческих условиях, в которых проходила жизнь
драматурга и его современников? Его тексты объединены не только общи-
ми идейно-тематическим содержанием и образной системой, но и концеп-
туальным мотивом: все они — это попытка автора поговорить о вечном
в человеке, о том, что так хрупко и в то же время так ценно, — о душе.
Особенно примечательно в этом отношении его драматургическое «пя-
тикнижие», которое формировалось в течение нескольких десятилетий, —
это пьеса «Голый король» (1933–1943) и сказки «Снежная королева» (1938),
«Тень» (1939–1940), «Дракон» (1940–1943) и «Обыкновенное чудо» (1944–
1954). Судьба этих текстов не проста: не сразу они были утверждены для по-
становки, не сразу представлены зрителю, не сразу опубликованы. Их путь
был труден и долог. Но именно они снискали Шварцу славу непревзойдён-
ного сказочника, произведениями которого и сегодня зачитываются мно-
гие поколения взрослых и детей не только в России, но и в других странах.
Елена Воскобоева