Публикация в 1913 г. повести Евгения Ивановича Замятина «Уездное» стала
не только фактом творческой биографии писателя, но и заметным событием
литературной жизни тех лет. «О никому не известном Замятине заговорили все
и сразу: появился новый большой талант, видимый со всех сторон, — много лет
спустя писал его коллега по литературному цеху В. Б. Шкловский. — В литера-
туру Замятин вошел сильно и уверенно — как ледокол, ломая перед собой лед».
Однако в советской России писатель, всем своим творчеством утверждав-
ший, что «человеческую жизнь... нельзя искусственно перестраивать по про-
граммам и чертежам, как трансатлантический пароход», почти сразу пришелся
не ко двору. Официальные литературные критики заявили, что Замятин «поте-
рял контакт с эпохой», и окрестили его «островитянином» и «внутренним эми-
грантом». Критические высказывания о творчестве постепенно превращались
в откровенную травлю писателя.
В 1929 г. в письме председателю Совета народных комиссаров СССР А. И. Ры-
кову Замятин так охарактеризовал свое положение в литературе: «В Англии я ви-
дел такое развлечение: негр из окна будочки высунул голову, все время вертит ею,
а публика издалишвыряет в эту голову мячами—по одному пенсу за мяч. Послед-
ние восемь лет я состою в должности такого негра для советской прессы».
В 1931 г. писатель покинул родину. На протяжении почти шести десятиле-
тий имя Замятина было известно лишь узкому кругу специалистов, его про-
изведения, хранившиеся в «спецхранах», тайно печатались в самиздате и под-
польно распространялись в СССР.
«Возвращение» Замятина к российскому читателю началось только в конце
1980-х гг. — с публикации сначала повестей и рассказов, а затем и всемирно из-
вестного романа «Мы».
О чем бы ни писал Замятин— об уездном захолустье или военном гарнизоне
на Дальнем Востоке в царской России, об английских «островитянах» в начале
прошлого века или о судьбах петроградских интеллигентов, священнослужи-
телей, крестьян, бывших дворян и помещиков в эпоху Гражданской войны и
военного коммунизма, — он всякий раз говорил о самом главном — о необхо-
димости раскрыть и развить в человеке личность. Он — страстный борец про-
тив нарастающей регламентации и механизации человеческой жизни во всех ее
проявлениях, и не важно, где живут его персонажи — в дореволюционной Рос-
сии, в коммунистическом обществе или в обществе индустриальной культуры.
Мастер слова и динамической фабулы, владеющий в совершенстве всеми
приемами иронии, не избегающий чеховских полутонов и недосказанности,
Замятин в повестях и рассказах соединил достижения русской и европейской
классической литературы с новаторскими, дерзкими художественными иска-
ниями XX столетия.
В эту книгу вошли «знаковые» произведения Замятина, характеризующие
становление его мировоззрения и формирование его художественного стиля.
Марина Любимова