Повествование в рассказах Виктора Петровича Астафьева (1924–2001)
«Царь-рыба» впервые было опубликовано в журнале «Наш современник»
в 1976 году и сразу оказалось в центре внимания читателей и критики. В 1977 го-
ду «Царь-рыбу» напечатала «Роман-газета», а в 1978-м в Красноярске вышло
первое книжное издание. Но, как ни странно, из всех произведений Астафь-
ева именно «Царь-рыбе» выпала самая трудная издательская судьба. «Наш
современник», в ту пору принявший к себе большинство авторов разгром-
ленного «Нового мира», удостаивался пристального взгляда партийного ока
и бдительной цензуры, требовавшей от редакторов, как подчеркивал сам
Астафьев, «тщательной работы с автором». Книгу начали «редактировать»,
а это означает «уродовать», еще в редакции журнала.
Астафьев вспоминал, что первая часть его произведения, видимо, проско-
чила благодаря соседству в журнале с усыпившей бдительность цензуры сен-
тиментальной повестью Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
А вот продолжение публикации было остановлено резким окриком из
Главлита СССР. Редакции «Нашего современника» было заявлено, что такой
«дерзкой, чуть ли не антисоветской продукцией» не стоит загружать охрани-
тельную контору.
Еще на редакционном этапе — при подготовке рукописи к публикации —
из произведения были изъяты две главы, «Дамка» и «Норильцы». Автору было
сказано, что при жизни он их напечатанными не увидит. Из-за редакционных
и цензурных придирок писатель, по его признанию, невзлюбил свое детище:
«…полное у меня к ней отвращение появилось, и с тех пор не правил я ее, ниче-
го не восстанавливал, не делал новых редакций, как это бывало у меня с дру-
гими повестями и рассказами».
Но годы спустя он наткнулся на пожелтевшую рукопись «Норильцы» и по-
нял, что именно этого звена повествованию остро недостает. Выправил, кое-
где дописал текст, поменял название («Не хватает сердца») и отправил в тот же
«Наш современник». И ее напечатали в№8 за 1990 год, через двадцать пять лет
после написания.
В восстановленном, полном варианте «Царь-рыба» вышла в свет в Красно-
ярске только в 1993 году.
Впрочем, даже в искромсанном редакторскими ножницами виде произведе-
ние Астафьева нашло широкий читательский отклик в стране и в мире, поро-
дило многочисленные дискуссии и научные исследования. И разве не парадокс,
что еще в 1978 году за искореженный цензурой текст «Царь-рыбы» Астафьеву
присудили Государственную премию СССР, а спустя год по мотивам рассказа
«Сон в белых горах» был снят фильм «Таежная повесть»?