Непростая судьба досталась одному из самых известных и востребован-
ных писателей современной России — Владимиру Войновичу. В 1969 году
эмигрантский журнал «Грани» напечатал первую часть его романа «Жизнь
и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» — произведения,
впоследствии принесшего писателю мировую славу. Эта публикация, а так-
же выступления в защиту преследуемых режимом товарищей послужили
причиной его собственной травли. Литератор, чьи рассказы и повести пе-
чатались в лучшем журнале Советского Союза — «Новом мире», автор зна-
менитого «Гимна космонавтов» был объявлен властями антисоветчиком.
Сначала его изгнали из Союза писателей СССР, а затем и вовсе «указали на
дверь». В 1980 году Войнович был вынужден эмигрировать за границу, где
провел десять лет.
Именно в эмиграции в 1986 году Войнович опубликовал свой роман
«Москва 2042». Сюжет этой вещи фантастичен и вместе с тем правдоподо-
бен. Главный герой книги, писатель-диссидент Виталий Карцев, прототи-
пом которого является сам Войнович, отправляется на машине времени
вМоскву будущего и узнает, что в этом отдельно взятом городе построен «са-
мый настоящий коммунизм». Московскому коммунизму, который зиждется
на Пятиединстве — народности, партийности, религиозности, бдительности
и госбезопасности, — оказываются присущи все те черты, которые харак-
терны и для социализма: абсолютное неравенство граждан, культ личности
Гениалиссимуса, полное слияние партии и спецслужб, доведенная до абсур-
да бюрократизация, доносительство, политическая цензура.
Роман вызвал переполох по обе стороны границы. В СССР «Москву 2042»
восприняли как очередной пасквиль на страну развитого социализма. Эми-
грация, оскорбленная образом Сим Симыча Карнавалова, в котором легко
угадывался Александр Солженицын, также обрушила на писателя шквал
упреков и проклятий. Ни на литературные достоинства «Москвы 2042», ни
на прозвучавшие в ней предостережения тогда никто не обратил внимания.
Зато спустя годы многие бывшие хулители романа провозгласили его автора
«пророком в своем отечестве».
«Написав роман, я сам воспринимал его как не предсказание, а преду-
преждение: вот куда страна может зайти, если решительно не откажется от
прежнего курса, — признается Владимир Войнович. — За время, прошедшее
с первой публикации этой книги, наша история двигалась зигзагами, и ча-
сто мне казалось, что Россия последовала совсем не по тому пути, который я
нарисовал. Но потом что-то случалось, и она опять приближала свою судьбу
к моей выдумке, чем как автор я должен был бы гордиться, но чего как граж-
данин никогда для своей страны не хотел».