Стр. 13 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

XI
Пять премьер в театре Мольера
Мольер напишет впоследствии в предисловии к изданию пьесы (1669):
«…люди, осмеянные в ней, доказали на деле, что во Франции они обладают
куда бо?
льшим могуществом, чем те, кого я осмеивал до сих пор.
?
...
?
Но ли-
цемеры не снесли насмешек; они сразу подняли переполох и объявили из
ряду вон выходящей дерзостью то, что я изобразил их ужимки и попытался
набросить тень на ремесло, к коему причастно столько почтенных лиц. Этого
преступления они мне простить не могли и все как один с неистовой яростью
ополчились на мою комедию».
Первый трехактный «Тартюф» являлся более остросюжетной пьесой,
нежели дошедшая до нас пятиактная версия. У мольеристов есть разные
толкования связей между текстами, основанные на редких и противоречивых
свидетельствах. Существует мнение, что драматург с самого начала задумал
пятиактное произведение, но просто не успел дописать и отрепетировать его
до конца («Три первых действия этой комедии были представлены в Версале
перед королем 12-го дня мая месяца 1664 года»*, — указано на титульном ли-
сте посмертного издания «Тартюфа» 1682 года). Есть, к тому же, упоминание,
что 29 ноября того же года во дворце принца Конде автор читал комедию
в полном объеме. Но не исключено также, что в мае 1664 года была создана
законченная пьеса в трех действиях, которую Мольер дополнил и значитель-
но переделал только к 1667 (или даже к 1669) году. Это тем вероятнее, что
в первой версии не могло быть сватовства Тартюфа (священнослужителя)
к Мариане, а значит, и всей любовной линии Марианы и Валера, которая за-
няла в окончательном тексте большое место. На первый план должна была вы-
двинуться линия Эльмиры—женыОргона. Сам святоша, который в известном
нам произведении впервые выходит на сцену лишь в третьем действии, здесь
не мог не появляться раньше, а значит, сцены с его участием были другими,
и речи — куда более дерзкими (кое-какие из выброшенных автором «бого-
хульных» фраз остались в памяти современников).
Третье действие заканчивается тем, что Дамис, сын Оргона, разоблачает
попытку Тартюфа соблазнить Эльмиру. Однако Тартюф ловкими психологи-
ческими ходами снимает с себя обвинение, и легковерный Оргон, полностью
порабощенный святошей, изгоняет Дамиса из дому и лишает его наследства,
составляя дарственную на все свое имущество Тартюфу. Лицемер не только
не наказан, но еще усиливает свое влияние.
Такой финал представляется вполне логичным, он несколько напоминает
развязку первой высокой комедии Мольера «Школа жен» (1662): немолодой
Арнольф (эту роль играл Мольер) оказывается в дураках, обманутый своей
воспитанницей Агнесой, в которую влюблен. Именно «Школой жен» Мольер
навлек на себя обвинения в проповеди безнравственности и нажил врагов —
в том числе из духовной сферы, которые отомстили ему, консолидировавшись
в борьбе против «Тартюфа».
Состав исполнителей версальского «Тартюфа» (к сожалению, он нигде
точно не указан) представляется тем же, что и в позднейших постановках.
*
Moli
e
re.
Le Tartuffe // Molie`re
.
?
uvres comple`tes. Т. 4. Р. 270.