Стр. 19 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

15
О КОРЕНИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГЛУПОВЦЕВ
Н
е хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по зем-
ли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы,
ни, подобно Пыпину, растекаться мыслью по древу, но хочу
ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела
и предобрый тот корень, от которого знаменитое сие древо произросло
и ветвями своими всю землю покрыло»*.
Т
ак начинает свой рассказ летописец, и затем, сказав несколько слов
в похвалу своей скромности, продолжает.
Был, говорит он, в древности народ, головотяпами именуемый, и жил
он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы
предполагали существование Гиперборейского моря. Головотяпами же
прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами
обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется — об стену тя-
пают; Богу молиться начнут — об пол тяпают. По соседству с головотяпа-
ми жило множество независимых племен, но только замечательнейшие
из них поименованы летописцем, а именно: моржееды, лукоеды, гуще-
еды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотни-
ки, чернонёбые, долбежники, проломленные головы, слепороды, губо-
шлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники
и рукосуи. Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не
имели, заменяя все сие тем, что постоянно враждовали между собою.
Заключали союзы, объявляли войны, мирились, клялись друг другу
в дружбе и верности, когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыд-
но», и были наперед уверены, что «стыд глаза не выест». Таким образом
«
* Очевидно, летописец подражает здесь «Слову о полку Игореве»: «Боян бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити, то растекашеся мыслью по древу, серым вълком по
земли, шизым орлом под облакы». И далее: «о, Бояне! соловию старого времени! Абы
ты сии пълки ущекотал» и т. д. —
Изд
.