2 5
« Я Н А П И Ш У Ч Т О - Н И Б У Д Ь С Т Р А Н Н О Е . . . »
состоят не в противопоставлении волевой направленности разных сто-
рон, а в объективно вызванных противоречиях, перед которыми инди-
видуальная воля бессильна... И каждая пьеса говорит: виноваты не от-
дельные люди, а все имеющееся сложение жизни в целом»
*
.
Развивая эти идеи, другие исследователи говорили о внутреннем и
внешнем действии, внутреннем и внешнем сюжете чеховских расска-
зов и пьес
**
. Причем необходимо заметить, что и развертываются они
по-разному. Если внешний сюжет (в данном случае—борьба вокруг сада
и имения) экспонирован достаточно традиционно, фабульным путем, то
внутренний — и главный — сюжет «Вишневого сада» именно просвечи-
вает сквозь фабулу, пульсирует, часто вырываясь на поверхность.
Главную роль в его организации играют многочисленные «проте-
кающие темы», лейтмотивы, сопоставления, переклички, образующие
прихотливый, но в высшей степени закономерный узор. Не случайно
современные литературоведы все чаще пишут не только о повествова-
тельности («пьесы-романы»), но и о лирической, музыкальной структу-
ре чеховских пьес и рассказов.
Действительно, принцип повтора, возвращения так же важен в че-
ховской драме, как важен он в организации стихотворного текста. Свою
постоянную тему имеет едва ли не каждый персонаж. Без конца гово-
рит о своих несчастьях Епиходов, лихорадочно ищет деньги Симеонов-
Пищик, трижды упоминает телеграммы из Парижа Раневская, несколь-
ко раз обсуждаются отношения Вари и Лопахина, вспоминают детство
Гаев и Раневская,Шарлотта иЛопахин. Ивсе о саде, о саде—без конца...
Но главное — герои думают о времени, об уходящей, ускользающей
жизни.
Человек в потоке времени
— так довольно абстрактно, но, ка-
жется, точно можно определить внутренний сюжет «Вишневого сада».
В этой пьесе Чехов в последний раз размышляет о том, что делает с че-
ловеком время и можно ли как-то противостоять ему, удержаться в нем.
Временны?ми указаниями, ориентирами переполнена пьеса. Вот ха-
рактерные временны?е приметы первого действия: на два часа опаздывает
поезд; пять лет назад уехала из имения Раневская; о себе, пятнадцати-
летнем, вспоминает Лопахин, собираясь в пятом часу ехать в Харьков
и вернуться через три недели; он же мечтает о дачнике, который через
двадцать лет «размножится до необычайности»; а Фирс вспоминает
о далеком прошлом, «лет сорок-пятьдесят назад». И снова Аня вспомнит
об отце, который умер шесть лет назад, и маленьком брате, утонувшем
*
Скафтымов А. П.
Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
С. 426–427.
**
См.: Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. / Под ред. У. Р. Фох-
та. Т. 3. М., 1974. С. 84–92;
Хализев В. Е.
Драма как род литературы. М., 1986.
С. 148–161.