Стр. 25 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

2 1
« Я Н А П И Ш У Ч Т О - Н И Б У Д Ь С Т Р А Н Н О Е . . . »
не испытывает, регулярно характеризуясь как загадочная. Если это так,
то одна из главных загадок чеховской пьесы — особого рода: загадка
простоты, общепонятности, очевидности, которая и провоцирует мысль
о «старых мотивах».
Герои: типы и исключения
На первый взгляд Чехов написал едва ли не пособие по русской исто-
рии конца ХIХ века. В пьесе есть три лагеря, три социальные группы:
безалаберные, разоряющиеся дворяне, прежние хозяева имения и виш-
невого сада; предприимчивый, деловой купец, покупающий это имение
и вырубающий сад, чтобы построить на этом месте доходные дачи; ничего
не имеющий «вечный студент» Петя Трофимов, который спорит со ста-
рыми и новым владельцем и верит в будущее: «Вся Россия — наш сад».
Именно так понял конфликт пьесы В. Г. Короленко, увидев в ней
«старые мотивы».
«Главным героем этой последней драмы, ее центром, вызывающим,
пожалуй, и наибольшее сочувствие, является вишневый сад, разрос-
шийся когда-то в затишье крепостного права и обреченный теперь на
сруб благодаря неряшливой распущенности, эгоизму и неприспособ-
ленности к жизни эпигонов крепостничества»
*
.
И через полвека теоретик драматургии В. Волькенштейн, поменяв
эстетическую оценку на противоположную (вместо «старого мотива»
появилось: «наиболее яркий образец своеобразного построения чехов-
ской драмы»), смысл драмы сформулировал примерно в тех же словах:
«Чехов изобразил в „Вишневом саде“ помещичье-дворянское разорение
и переход имения в руки купца-предпринимателя»
**
.
Суждения такого рода справедливытолько в первомприближении. Ибо,
отметив лишь более четкую, чем в предшествующих пьесах, расстановку
социальных сил (дворяне-помещики—купец-предприниматель —моло-
дое поколение), мы теряем самое главное в специфике чеховских героев и
конфликта, оставаясь лишь с «запоздалыми мотивами». Между тем спра-
ведливо замечено, что «человекинтересуетЧехова главнымобразомне как
социальный тип, хотя он изображает людей социально очень точно»
***
.
В самом деле, первый парадокс в характеристике персонажей «Виш-
невого сада» заключается в том, что они не вмещаются в привычные
социальные и литературные амплуа, выпадают из них.
*
Там же. С. 376.
**
Волькенштейн В.
Драматургия. 5-е изд., доп. М., 1969. С. 213.
***
Видуэцкая И. П.
Место Чехова в истории русского реализма // Известия
АН СССР. Сер. лит. и языка. 1966. Т. XXV, вып. 1. С. 40.