Стр. 14 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

И Г О Р Ь С У Х И Х
1 0
Все-таки несколько приятнее быть хуже Шекспира, а не какого-нибудь
драмодела 1890-х годов.
И. Бунин, составлявший длинный список любимых чеховских рас-
сказов, с удовольствием пересказывал толстовские суждения, потому
что сам думал сходно. Чехов-прозаик и Чехов-драматург находились
для него в разных измерениях: «Пьесы его далеко не лучшее из напи-
санного им...»
*
Бунин считал, что славу чеховским пьесам принесла
лишь их постановка в Художественном театре.
Драматургия — искусство особое. В старых поэтиках (от Аристотеля
до Гегеля с Белинским) драма объявлялась вершиной словесного ис-
кусства. «Драматическая поэзия есть высшая ступень развития поэзии
и венец искусства...»
**
«У них там считается за искусство только театральная пьеса. Роман,
даже новелла — не более чем мазня, — обижался на энтузиастов драма-
тургии через четыре года после смерти Чехова Томас Манн, знаменитый
(в будущем) немецкий романист. —Некий театральный критик однажды
заявил в статье, что если взять повествовательнуюфразу: „Розалия встала,
расправила платье и сказала: «Прощай!»“ — то, строго говоря, искусством
здесь следует считать только слово „прощай“. Он повторил: „Строго го-
воря“»
***
. «Утверждение относительно Розалии и ее возгласа „Прощай!“
есть величайшая нелепость, когда-либо напечатанная черным по бело-
му», — комментировал Манн, кажется никогда не сочинявший пьес
****
.
В двадцатом веке многое изменилось. С появлением и утверждением
режиссерского театра драма как текст во многом потеряла свое значение.
Драматург живет, пока его играют на сцене. Драма умирает в спектакле.
Читают же (если читают вообще) главным образом романы и новеллы.
И только немногие драматурги—наверное, они и называются клас-
сиками — оказываются двуликими янусами, кентаврами. Их пьесы
необходимо не только видеть на сцене, но — читать. В таких случаях
обнаруживается, что драма — не сценический полуфабрикат, а полно-
ценный литературный род, «высшая ступень развития поэзии».
Чеховские пьесы оказываются едва ли не первыми в этом ряду.
Первая драма: что и как?
Чехов-писатель начинается как раз с драматургии. Еще в гимна-
зии он берется сочинять большую идейную драму о русском Гамлете,
*
Бунин И. А
. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. М., 1988. С. 197.
**
Белинский В. Г
. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 3. М., 1978. С. 341.
***
Манн Т
. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 9. М., 1960. С. 380.
****
Там же. С. 389.