Записки планшетной крысы
28
питерские художники театра по нужде занимали у неё
деньги. Раз в год, в день своего рождения, приглашала
всех нас, художников, с которыми работала, в дом-по-
местье под Сиверской, полакомиться.
Вышла замуж перед войной. Муж-лётчик ушёл на
фронт и не вернулся. С тех пор она вдовствовала. Гор-
ница в сиверском доме была украшена портретами её
«соколика», оформленными любящими руками. Ов-
довев, не имея никакой специальной образоваловки,
кроме бабкиной выучки женским ремёслам, по случаю
затесалась в театр простой швеёй. И пошло-поехало.
Через пару лет освоила все приёмы изготовления так
называемой «женской бутафории», а к началу пятидеся-
тых годов превратилась в лучшую мастерицу театраль-
ного рукоделия Питера.
Для известного тюзовского спектакля «Радуга зи-
мой» в декорациях Завена Аршакуни Александра Пав-
ловна сделала невозможное — объёмные живописно-де-
коративные цветы на часовых пружинах, выполненные
абсолютно в стиле аршакуньевской живописи, которые
начинали качаться от сотрясения воздуха проходящи-
ми мимо артистами.
В далекие шестидесятые годы, на заре моей про-
фессиональной юности, Александра Павловна помог-
ла мне справиться с огромной официальной работой.
В голодные хрущевские годы для праздника искусств
«Цвети, Отчизна», проходившего на стадионах в вось-
ми городах, она изготовила по моим рисункам гигант
ский натюрморт — мечту советского человечества —
«Изобилие», состоящий из фруктов и овощей России.