Стр. 16 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

О СЛУЧАЯХ И ВЕЩАХ ДАНИИЛА ХАРМСА
14
была у нас, а другая половина — у старухи с дочерью <…> На стене в комнате
висел наискосок большой плакат. Он бросался в глаза. „АУММАНИПАДМЭ
ХУМ“. Какое-то тибетское изречение» (М. В. Малич)
10
.
«Я был уже наслышан о комнате Хармса. Рассказывали, что вся она с полу
до потолка изрисована и исписана стихами и афоризмами, из которых всег-
да цитировали один: „Мы не пироги“. Но, должно быть, эти сведения отно-
сились к какому-то более раннему периоду: я ничего подобного не застал.
Только был приколот к стене листочек клетчатой бумаги, вырванной из тет-
радки, со „Списком людей, уважаемых в этом доме“ (из них я помню Баха, Го-
голя, Глинку и Кнута Гамсуна) и висели на гвоздике серебряные карманные
часы с приклеенной под ними надписью: „Эти часы имеют особое сверхло-
гическое значение“. Между окон стояла фисгармония, а на стенах я заметил
отличный портрет Хармса, написанный Мансуровым, старинную литогра-
фию, изображавшую усатого полковника временНиколая I, и беспредметную
картину в духе Малевича, черную с красным, про которую Хармс говорил,
что она выражает суть жизни. Эта картина была написана тоже Мансуро-
вым» (В. Н. Петров)
11
.
Однако воссоздание этой комнаты, как и самой квартиры в первозданном
виде, невозможно: существует только одна фотография, о которой можно точ-
но сказать, что она сделана в комнате Хармса
12
, но она не дает достаточной
информации для реконструкции обстановки.
Таким образом, концепция музея не может строиться на идее реконструк-
ции. Один из вариантов решения проблемы—представить Даниила Хармса
как центр притяжения творческих сил, как личность, которая формирова-
лась своим окружением и сама формировала его.
Понятие «окружение Даниила Хармса» может быть трактовано очень
широко, однако в ракурсе его творческой биографии в нем выделяются три
основных взаимно пересекающихся круга. Представление о каждом из этих
«кругов» может стать смысловой частью будущей музейной экспозиции:
Творческое объединение «ОБЭРИУ» (1927–1930)
: Д. И. Хармс, А. И. Вве-
денский, Н. М. Заболоцкий, К. К. Вагинов, Дойвбер Левин, Ю. Д. Владими-
ров и др. Обэриуты декларировали отказ от традиционных форм искусства,
необходимость обновления методов изображения действительности, куль-
тивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. Объединение занималось
концертной деятельностью: было организован ряд выступлений и театраль-
ных постановок, в частности знаменитый вечер «Три левых часа» 24 января
1924 года.
10
Глоцер В
. Марина Дурново: Мой муж Даниил Хармс. М., 2000. С. 42–44.
11
Петров В. Н.
Воспоминания о Хармсе / Публ. А. А. Александрова // Ежегодник
Рукописного отдела Пушкинского Дома. 1990. СПб., 1993. С. 193.
12
 См. наст. издание, с. 92 (кат. 39).