45
известному портрету Кэрролла, сделанному фотографом Оскаром
Рей-
ландером, которого Кэрролл высоко ценил.
Среди портретов Саути, выполненных Кэрроллом, особо пристально-
го внимания заслуживает фотография под названием «Реджинальд Саути
со скелетами и черепами». Предполагается, что снимок был сделан в честь
окончания Саути магистратуры (с отличием). На фотографии он обнима-
ет за плечо скелет человека, рядом находятся черепа и скелет обезьяны.
Все атрибуты взяты из
Оксфордского анато-
мического кабинета.
Для Саути, изучав-
шего медицину и ес-
тественные науки,
обстановка кажется
более чем уместной.
Хотя ощущение не-
которой доли абсур-
да, нонсенса в этом
сюжете присутству-
ет. Скелет обезьян-
ки протягивает руки
к человеческому то ли
за дружеским рукопожатием, то ли подобострастно согнувшись, а сам
Саути, впрочем как и человеческий скелет, устремляет взгляды поверх
примата. В будущее? Представляется вероятным, что в фотографии на-
шли отражение отголоски уже возникшей в английском обществе поле-
мики вокруг предстоящего появления книги Чарльза Дарвина «Происхож-
дение видов путем естественного отбора» (1859). Книга появится только
через два года, но почему бы двум коллегам не принять участия в столь
увлекательной дискуссии, в том числе друг с другом, тем более что они
вполне могли занимать совершенно разные позиции и фотография за-
печатлела легкую иронию Кэрролла?
На выставке викторианских фотопортретов в Национальном музее
фотографии, кинематографа и телевидения в Брадфорде, проходившей
уже в XXI веке, фотография Кэрролла была объявлена лучшей — ее при-
знали «практически единственной, сделанной с чувством юмора, хотя и
весьма своеобразным»
9
.
В 1857 году Саути с Кэрроллом довольно активно использовали коллек-
цию анатомического кабинета. Так среди работ Кэрролла того периода по-
являются многочисленные фотографии скелетов рыб и других животных.
Голубой тунец, переданный в анатомический кабинет Генри Эклендом,
Скелет голубого тунца.
Июнь 1857
П
ЕРВЫЕ ОПЫТЫ