Стр. 32 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

28
О ПОВЕРЬЯХ, СУЕВЕРИЯХ И ПРЕДРАССУДКАХ РУССКОГО НАРОДА
из сострадания деньгами. Кликуша большею частью бывает какая-нибудь
бездомная вдова, рассорившаяся с мужем, дурного поведения жена или про-
мотавшаяся со стороны нищая. Есть глупые кликуши, кои только ревут и
вопят до корчи и пены на устах; есть и более ловкие, которые пророчествуют
о гневе Божием и скором преставлении света. Покуда на селе одна только
кликуша — можно смолчать, потому что иногда это бывает баба в падучей
болезни; но коль скоро появится другая или третья, то необходимо собрать
их всех вместе в субботу, перед праздником, и высечь розгами. Двукратный
опыт убедил меня в отличном действии этого средства: как рукой сымет.
Средство это весьма недурно, если бы даже это был род падучей болезни,
которая так легко сообщается другим: один из знаменитейших врачей про-
шлого века прекратил этим же или подобным зельем распространение па-
дучей в одном девичьем пансионе, где внезапно большая часть учениц, одна
подле другой, впадали от испуга и переимчивости в эту болезнь. Страх дей-
ствует в таком случае благодетельно на нервы и мозг.
Миряк — почти то же между мужчинами, что в бабах кликуша: это
также одержимый бесом, который кричит, ломается, неистовствует и обык-
новенно объясняется голосом того или другого зверя или вообще животного.
Миряки в особенности появляются в Сибири и, по мнению некоторых, про-
исходят от языческих шаманов.
Поверья об
огненных змиях
, почитаемых злыми духами мужского пола,
основаны, вероятно, на явлении метеоров, сопровождаемом огнем и треском.
В особенности народ полагает, что змеи эти летают к женщинам, с коими
дружатся и коротко знаются. Такие девки или бабы обыкновенно худеют,
спадают с тела и почитаются нечистыми, а иногда и ведьмами. Сказки об
этом сохранились у нас издревле, и богатырь Тугарин Змеевич и Краса
Зилантовна* суть исчадия такой четы, родившейся в диком воображении
народа. Сказки об огненных змиях разного рода, о змиях семиглавых, две-
надцатиглавых и пр. сохранились именно только как сказки, составляя или
шутку, или преданье старины — все это было, да быльем поросло, а ныне
таких чудес нет.
Ворожба
и
гадания
,
снотолкования
, а затем и
заговоры
принадлежат
более к последнему из принятых нами разрядов, т. е. к таким поверьям, к ко-
им прибегает в отчаянии бедствующий, чтобы найти хотя какую-нибудь мни-
мую отраду, чтобы успокоить себя надеждой. Это иногда можно сравнить
*
Зилан
— по-татарски змея.