21
З Н А Х А Р Ь И З Н А Х А Р К А
или топленом свинце, на бобах — отчего родилась поговорка: беду на
бобах развести — есть также гадания по священным книгам, суеверие,
выходящее ныне уже из употребления. Гадают также, повесив на вере-
вочку решето и псалтырь, причем то или другое должно перевернуться,
если назовут имя виновного.
Несколько лет тому назад один кучер, подозревавший товарища
своего, денщика, в воровстве, потребовал, чтобы этот шел с ним к во-
рожее, жившей у Триумфальных ворот по Петергофской дороге. При-
шли, ворожея еще спала; кучер просидел с денщиком за воротами около
часу, потом пошел справиться: не пора ли? Говорят: можно. Он воз-
вращается, зовет товарища — но его нет, и нет по сей день. Струсив
ворожеи, при нечистой совести, он бежал и пропал без вести. Для такой
же острастки кладут на стол заряженное ружье и велят всем целовать
его в дуло, уверяя, что оно вора убьет. Кто боится этого и виноват, тот
признается или, по крайности, откажется под каким-нибудь предлогом
от целования ружья.
Святочные гаданья, представляющие более игры, также нередко
принимаются в прямом значении, и суеверные им верят: строят из лучин
над чашкой воды мостик и ставят его под кровать — суженый приснится
и поведет по мосту; кладут гребень под подушку, суженый-ряженый по-
чешется и оставит волосок; ставят два прибора в бане, девушка садится
о полуночи, и суженый является ужинать; ставят зеркало и две свечи,
девушка сидит перед ним и должна увидеть суженого; бросают башмачок
за ворота: куда ляжет носком, туда идти девушке; кормят курицу счетным
зерном, насыпают перед каждым гостем овес, пускают петуха, и к кому он
подойдет, тому идти замуж или жениться; накрывают приборы по числу
гостей и подкладывают разные вещи — что кому придется; девушка вы-
ходит за ворота и спрашивает имя первого прохожего — так будут звать
жениха ее; подслушивают под окнами и из этого выводят заключения;
выливают олово, свинец, воск и пр.
Гадания гороскопические, со времени познания истинной планетной
системы и течения миров, сами собой потеряли всякую цену. Не отвергая
связи между землею с ее жителями и между планетами, луной и солнцем,
невозможно, однако же, допустить какую-либо зависимость собствен-
но судьбы или участи каждого из людей от взаимного
стояния
или
со-
сложения
земли нашей и других небесных тел. Тут нельзя найти и тени
смысла.