ИС Т ОРИ Я ОД НОГ О Г ОРОД А
              
            
            
              
                16
              
            
            
              взаимно разорили они свои земли, взаимно надругались над своими
            
            
              женами и девами и в то же время гордились тем, что радушны и го-
            
            
              степриимны. Но когда дошли до того, что ободрали на лепешки кору
            
            
              с последней сосны, когда не стало ни жен, ни дев, и нечем было «людской
            
            
              завод» продолжать, тогда головотяпы первые взялись за ум. Поняли,
            
            
              что кому-нибудь да надо верх взять, и послали сказать соседям: будем
            
            
              друг с дружкой до тех пор головами тяпаться, пока кто кого перетяпает.
            
            
              «Хитро это они сделали, — говорит летописец, — знали, что головы у них
            
            
              на плечах растут крепкие — вот и предложили». И действительно, как
            
            
              только простодушные соседи согласились на коварное предложение, так
            
            
              сейчас же головотяпы их всех, с Божьей помощью, перетяпали. Первые
            
            
              уступили слепороды и рукосуи; больше других держались гущееды, ря-
            
            
              пушники и кособрюхие. Чтобы одолеть последних, вынуждены были
            
            
              даже прибегнуть к хитрости. А именно: в день битвы, когда обе стороны
            
            
              встали друг против друга стеной, головотяпы, не уверенные в успешном
            
            
              исходе своего дела, прибегли к колдовству: пустили на кособрюхих сол-
            
            
              нышко. Солнышко-то и само по себе так стояло, что должно было све-
            
            
              тить кособрюхим в глаза, но головотяпы, чтобы придать этому делу вид
            
            
              колдовства, стали махать в сторону кособрюхих шапками: вот, дескать,
            
            
              мы каковы, и солнышко заодно с нами. Однако кособрюхие не сразу
            
            
              испугались, а сначала тоже догадались: высыпали из мешков толокно
            
            
              и стали ловить солнышко мешками. Но изловить не изловили и только
            
            
              тогда, увидев, что правда на стороне головотяпов, принесли повинную.
            
            
              Собрав воедино куралесов, гущеедов и прочие племена, головотяпы
            
            
              начали устраиваться внутри, с очевидною целью добиться какого-нибудь
            
            
              порядка. Истории этого устройства летописец подробно не излагает,
            
            
              а приводит из нее лишь отдельные эпизоды. Началось с того, что Волгу
            
            
              толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу
            
            
              варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра
            
            
              купили да собаку за волка убили, потом лапти растеряли да по дворам
            
            
              искали: было лаптей шесть, а сыскали семь; потом рака с колокольным
            
            
              звоном встречали, потом щуку с яиц согнали, потом комара за восемь
            
            
              верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел, потом батьку
            
            
              на кобеля променяли, потом блинами острог конопатили, потом блоху
            
            
              на цепь приковали, потом беса в солдаты отдавали, потом небо колья-
            
            
              ми подпирали, наконец утомились и стали ждать, что из этого выйдет.