29
года, — на пятый год помянул он своего
коня, от которого когда-то волхвы пред
сказали ему смерть. И призвал он старей
шину конюхов и сказал: «Где конь мой,
которого приказал я кормить и беречь?»
Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеял
ся и укорил того кудесника, сказав: «Не
право говорят волхвы, но все то ложь:
конь умер, а я жив». И приказал осед
лать себе коня: «Да увижу кости его».
И приехал на то место, где лежали его
голые кости и череп голый, слез с коня,
посмеялся и сказал: «От этого ли черепа
смерть мне принять?» И ступил он ногою
на череп, и выползла из черепа змея,
и ужалила его в ногу. И от того разболел
ся и умер он. Оплакивали его все люди
плачем великим, и понесли его, и похо
ронили на горе, называемою Щековица;
есть же могила его и доныне, слывет мо
гилой Олеговой. И было всех лет княже
ния его тридцать и три.
i
еудивительно, что от волхвования сбы
вается чародейство. Так было и в цар
ствование Доментиана: тогда был из
вестен некий волхв именем Аполлоний
Тианский, который ходил и творил всюду
бесовские чудеса — в городах и селах.
Однажды, когда из Рима пришел он в Ви
зантию, его упросили живущие там сде
лать следующее: он отогнал из города
множество змей и скорпионов, чтобы не
было от них вреда людям, и ярость кон
скую обуздал на сонмище бояр. Так и
в Антиохию пришел, и упрошенный людь
ми теми — антиохиянинами, страдав
шими от скорпионов и комаров, сделал
медного скорпиона, и зарыл его в землю,
и поставил над ним небольшой мрамор
ный столп, и повелел взять людям палки
и ходить по городу и выкликивать, потря
сая теми палками: «Быть городу без кома
ра!» И так исчезли из города скорпионы и
комары. И спросили его еще об угрожав
ших городу землетрясениях, и, вздохнув,
написал он на дощечке следующее: «Увы
тебе, несчастный город, много тебя будет
трясти земля, и огнем будешь попален,
оплачет тебя и Оронтия на берегу». Об
Аполлонии этом и великий Анастасий
Иерусалимский сказал: «Чудеса, произ
веденные Аполлонием, даже и до сих пор
на некоторых местах исполняются: неко
торые из них сотворены, чтобы отогнать
четвероногих животных и птиц, которые
могли бы вредить людям, другие же для
удержания речных струй, вырвавших
ся из берегов, но иные и на погибель и
в ущерб людям, хотя и на обуздание их.
912