33
Божественное сано
аждый год на вершине Ошхомахо, Горы Счастья,
у бога жизни Псатха собирались Мазитха, бог ле-
сов и охоты, Амыш, бог животных, Тхаголедж, бог
плодородия, Созреш, бог домашнего благополучия,
и Тлепш, бог-кузнец. Собирались и пили сано — чуд-
ный напиток, в котором была сладость и крепость,
который окрылял разум и умножал отвагу. Санопи-
тием называлось это собрание, и на него каждый год
приглашали боги человека земли — самого храбро-
го и сильного. Для того приглашали его, чтобы он,
вкусив сладость и крепость божественного сано, рассказал о нем
людям. И такой человек почитался в стране нартов счастливцем.
Так шли века.
Был в разгаре пир на вершине Ошхомахо. Сам Псатха, бог
жизни, был тхамадой пира. Вот встал он и вопросил:
— Кому из людей земли мы дадим испробовать наше сано?
Кто теперь самый храбрый и сильный?
— Насрен Длиннобородый, тхамада нартских пиров, — са-
мый храбрый и сильный из людей, — сказал Созреш, бог до-
машнего благополучия.
— Шауей, сын Канжа, доблестный охотник нартский, более
всех достоин божественного напитка, — сказал Мазитха, бог
лесов и охоты.
— Горгоныж, бессменный свинопас нартский, должен быть
нашим гостем, — сказал Амыш, бог животных.
— Химиш более всех достоин осушить рог сано, ибо Химиш —
лучший хлебопашец нартский! — сказал Тхаголедж, бог плодо-
родия.
Тогда встал с места Тлепш.
— На земле, — сказал он, — родился такой человек, что все
названные вами герои встают, когда произносят его имя! Да,
боги, в стране нартов родился настоящий муж. Он вырвал мою
наковальню, что была вбита в седьмое дно земли. Он вырвал ее
и вогнал в девятое дно земли. Он еще молод, но страна нартов
от века не знала витязя сильнее его.
Боги встревожились.