Стр. 16 - КАЛЕВАЛА

Упрощенная HTML-версия

12
Джеймс Макферсон (1736–1796) под видом песен легендарного слепого певца Оссиа-
на издал свои собственные стихи, но об этом во времена Портана в Финляндии еще
не?было известно.
В 1817?году тогдашний студент К. А. Готтлунд в?газете «Свенск литтератюртид­
нинг» впервые заговорил о?возможности создания из материала народных песен
«упорядоченной целостности, будет ли это эпос, драма или нечто другое», «новый
Гомер, Оссиан или „Песнь о?нибелунгах“». Эту же мечту выразил в?письме к А. Шёг-
рену один из друзей Лённрота К. И. Кеккман в?1825?году, прочитав третий сборник
С. Топелиуса «Древние и более современные песни финского народа»: «Если бы для
начала... удалось напечатать все, что было собрано и что еще можно собрать, то на-
верняка — хотя бы разок в?этой жизни! — какой-нибудь Аристарх сумел бы создать
кое-что из всего этого». Под Аристархом Кеккман подразумевал Аристарха Само-
фракийского (217–145 гг. до н. э.), знаменитого филолога, жившего в Александрии,
работавшего с?текстами песен Гомера и комментировавшего их.
Уже менее чем через десять лет этим финским Аристархом станет Элиас Лённрот.
Он выполнит задачу?века, но не?совсем так, как предполагали его современники.
2
Элиас Лённрот родился 9 апреля 1802?года в Самматти на юго-западе Финлян-
дии в многодетной и постоянно бедствующей семье сельского портного. Как пишет
биограф Лённрота Арне Анттила, «хлеб с?примесью сосновой коры и каша с?лишайни­
ком были ежедневной пищей». Когда мать на слова Элиаса: «Мама, я хочу есть» давала
понять, что ничего нет, мальчик говорил: «Ну ладно, тогда я почитаю». А?читать он
научился в шесть лет. Чтение становится его страстью на всю жизнь. По этому по-
воду даже ходили легенды. Хозяйка соседней торпы (крестьянской усадьбы, избы)
будила своих детей словами: «Вставайте, пора!.. Элиас Лённрот уже давно на дереве
с?книгой сидит».
В школу Лённрот пошел двенадцатилетним подростком, да и то учился с?пере-
рывами: он вынужден был зарабатывать на жизнь портняжным делом, странствуя
из деревни в?деревню вместе с?отцом, а?иногда и самостоятельно — в?роли бродячего
музыканта (он хорошо играл на флейте), певца и псалмопевца. Вместе с?тем Лённрот
неустанно занимался самообразованием. Он имел феноменальную память: читая
в школьной библиотеке латинский словарь, запомнил его буквально наизусть. Зна-
ние латыни помогло ему стать учеником аптекаря, а?потом и поступить в?Туркуский
университет.
Став студентом-филологом, Лённрот продолжал самостоятельно зарабатывать
на жизнь. В 1824–1828?годах он работает домашним учителем в?семье профессора
медицины Й. А. Тёрнгрена. Тёрнгрены проводили лето в?имении Лаукко в?Весилах-
ти. Здесь-то Лённрот и увлекся народной поэзией и стал заниматься собирательской
деятельностью. В этом его поощряла жена профессора Эва Тёрнгрен. Каждая но-
вая фольклорная запись вознаграждалась дополнительной чашкой утреннего кофе.
А. И. МИШИН