35
ЭВРИКА
существуют на всех языках, отнюдь не есть выражение
какой-нибудь мысли, а лишь некое усилие, устремленное
к?ней. Оно есть замена возможной попытки невозможного
понятия. Человек нуждался в означении, которым мог бы
указать на
направление
этого усилия, — облако, за кото-
рым находился навсегда невидимый
предмет
его попытки.
Кратко говоря, требовалось слово, с помощью которого одно
человеческое существо могло бы сразу вступать в соотно-
шение с другим человеческим существом и с известным
устремлением
человеческого разума. Из такой потребности
возникло слово «Бесконечность»; оно изображает, таким
образом, лишь
мысль некоторой мысли
.
Что касается
этой
бесконечности, ныне рассматривае-
мой, — бесконечности пространства, — мы часто слышим,
как говорится, что «ум допускает эту мысль — соглашается
на нее, принимает ее — по причине большей трудности,
которая сопровождает понятие границы». Но это просто-
напросто одна из тех
фраз
, которыми даже глубокие мыс-
лители с незапамятных времен при случае с удовольствием
обманывают
самих себя
. Закорючка скрыта в слове «труд-
ность». «Ум, — говорят нам, — принимает мысль о
без-
граничном
в силу
большей
трудности, которую он находит
в?том, чтобы принять мысль об
ограниченном
простран-
стве». Но если бы данное предложение было лишь честно
выражено
, его бессмыслица сразу сделалась бы прозрачной.
Ясно: в данном случае существует не простая
трудность
.
Замысленное утверждение, если его выразить
согласно
его
замышленности и без софистики, будет гласить: «Ум допус-
кает мысль о безграничном в силу большей
невозможности
принять мысль об ограниченном пространстве».