17
            
            
              
                ЭВРИКА
              
            
            
              Теперь я уверяю вас самым положительным образом, —
            
            
              продолжает письмо, — что я изображаю эти обстоятельства
            
            
              честно; и вы можете легко понять, как ограничения, такие
            
            
              нелепые с первого же взгляда, должны были действовать
            
            
              в эти дни, замедляя ход истинного Знания, которое делает
            
            
              свои наиболее важные поступательные движения — как
            
            
              покажет вся История —
            
            
              прыжками
            
            
              , видимо интуитив-
            
            
              ными. Эти древние идеи осуждали исследование на пол-
            
            
              зание; а мне не надо внушать вам, что ползание, среди
            
            
              разновидностей передвижения, есть в своем роде вещь
            
            
              первостатейная; но, если черепаха уверена в ноге, должны
            
            
              ли мы на этом основании подрезать крылья орлам? В?те-
            
            
              чение нескольких столетий так велико было ослепление
            
            
              касательно Хогга в особенности, что настоящим образом
            
            
              положен был предел всякому мышлению, собственно так
            
            
              именуемому. Ни один человек не смел высказать исти-
            
            
              ну, которой он чувствовал себя обязанным только перед
            
            
              своей душой. Не представляло важности, была ли истина
            
            
              доказуема как таковая; ибо догматизирующие философы
            
            
              этой эпохи рассматривали только
            
            
              дорогу
            
            
              , при прохожде-
            
            
              нии которой, как проповедовали, она была достигнута.
            
            
              Конец, для них, вовсе не был обстоятельством какой-ни-
            
            
              будь важности: „Средства! — вопили они. — Взглянем
            
            
              на средства!“ — и если при рассмотрении средств они
            
            
              оказывались не подходящими ни под категорию Хогга,
            
            
              ни под категорию Ариеса (что означает „баран“), что ж,
            
            
              тогда ученые не шли далее, но, называя мыслителя глуп-
            
            
              цом и в виде наложения клейма давая ему прозвище „тео-
            
            
              ретика“, впредь уже не желали иметь дела ни с
            
            
              ним
            
            
              , ни
            
            
              с его истинами.