ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ
увидишь в наш век таких богомолов, которые скорее стерпят тяг-
чайшую хулу на Христа, нежели самую безобидную шутку насчет
папы или государя, в особенности когда дело затрагивает интере-
сы кармана. Но если кто судит жизнь человеческую, не называя
имен, то почему, спрошу я, видеть здесь непременно язвительное
издевательство, а не наставление, не увещание? А в противном слу-
чае сколь часто пришлось бы мне обращаться с укорами и порица-
ниями к самому себе! И наконец, кто не щадит ни одного звания
в роде людском, тот ясно показывает, что не против отдельных лиц,
а только против пороков он ополчился. Итак, если кто теперь станет
кричать, жалуясь на личную обиду, то лишь выдаст тем свой страх
и нечистую совесть. Куда вольней и язвительней писал св. Иероним,
не щадивший и имен порою! Я же не только избегал повсеместно
имен собственных, но сверх того старался умерить всячески слог,
дабы разумному читателю сразу же было понятно, что я стремлюсь
скорее к смеху, нежели к злому глумлению. Я не хотел по примеру
Ювенала ворошить сточную яму тайных пороков и охотнее выстав-
лял напоказ смешное, нежели гнусное.
Того, кто не удовлетворится всем сказанным, прошу вспомнить для
утешения, что весьма почтенно служить жертвою нападок Глупости,
от лица которой я взял слово. Впрочем, стоит ли говорить все это
такому искусному адвокату, как ты; и без того ты сумеешь отстоять
наилучшим образом даже и не столь правое дело. Прощай же, мой
красноречивейший Мор, и Морию твою защищай всеусердно.
Писано в деревне 10 июня 1508 г.