11
КНИГА ПЕРВАЯ
Твоим, распределенным до глубин творения. Ты дал мне не же-
лать больше, чем Ты давал, а кормилицам моим желание давать
мне то, что Ты давал им. По внушенной Тобою любви хотели
они давать мне то, что в избытке имели от Тебя. Для них было
благом мое благо, получаемое от них, но оно шло не от них,
а через них, ибо от Тебя все блага, и от Господа моего все мое
спасение. Я понял это впоследствии, хотя Ты взывал ко мне и
тогда — дарами извне и в меня вложенными. Уже тогда я умел
сосать, успокаивался от телесного удовольствия, плакал от те-
лесных неудобств — пока это было все.
8. Затем я начал и смеяться, сначала во сне, потом и бодр-
ствуя. Так рассказывали мне обо мне, и я верю этому, потому
что то же я видел и у других младенцев: сам себя в это время я
не помню. И вот постепенно я стал понимать, где я; хотел объ-
яснить свои желания тем, кто бы их выполнил, и не мог, пото-
му что желания мои были во мне, а окружающие вне меня,
и никаким внешним чувством не могли они войти в мою душу.
Я барахтался и кричал, выражая немногочисленными знаками,
какими мог и насколько мог, нечто подобное моим желани-
ям, — но знаки эти не выражали моих желаний. И когда меня
не слушались, не поняв ли меня или чтобы не повредить мне,
то я сердился, что старшие не подчиняются мне и свободные
не служат как рабы, и мстил за себя плачем. Что младенцы та-
ковы, я узнал по тем, которых смог узнать, и что я был таким
же, об этом мне больше поведали они сами, бессознательные,
чем сознательные воспитатели мои.
9. И вот младенчество мое давно уже умерло, а я живу. Гос-
поди — Ты, Который живешь всегда, в Котором ничто не уми-
рает, ибо прежде начала веков и прежде всего, о чем можно
сказать «прежде», Ты есть, — Ты Бог и Господь всего создания
Твоего, — стойки у Тебя причины всего нестойкого, неизменны
начала всего изменяющегося, вечен порядок беспорядочного и
временного, — Господи, ответь мне, наступило ли младенчество
мое вслед за каким-то другим умершим возрастом моим, или