11
умозаключении возвышенность извращаемо-
го с низостью извратителей, надобно от-
личать намерения искусства от дурного
его применения. Никому не приходит в го-
лову запрещать медицину по той причине,
что она подвергалась гонениям в Риме, или
философию за то, что она была всенародно
осуждена в Афинах; равным образом не сле-
дует добиваться запрещения комедии по-
тому лишь, что когда-то ее порицали. Для
порицания существовали причины, а теперь
эти причины отпали. Порицание ставило
себе определенные пределы, и нам незачем
выводить его из очерченного им самим круга,
нет нужды давать ему расширяться и по-
глощать правого наравне с виноватым. Ко-
медия, против которой оно выступало, вовсе
не та комедия, которую хотим защитить
мы. Их нельзя путать. У этих особ разные
повадки. Они не имеют друг с другом ничего
общего, кроме имени, а ведь было бы чудовищ-
ной несправедливостью осудить Олимпию,
добропорядочную женщину, на том основа-
нии, что существовала другая Олимпия, ко-
торая вела распутный образ жизни. Такого
рода приговоры внесли бы в мир ужасающий
беспорядок, тогда уже ничто не могло бы из-
бежать осуждения. К множеству вещей, ко-
ими злоупотребляют на каждом шагу, так
уж строго не относятся, а потому следовало
бы оказать снисхождение и комедии, одобрив
пьесы нравоучительные и благопристойные.
Я знаю людей столь изысканного образа
мыслей, что для нихлюбая комедия нестерпи-
ма. Они считают, что чем она благопристой-
нее, тем опаснее, что изображаемые в ней
страсти тем сильнее трогают, чем они бла-
городнее, и что такого рода представления