Стр. 16 - Детство

Упрощенная HTML-версия

XII
И. А. Некрасова
Для себя Мольер подготовил роль Оргона. В первой версии этот герой,
несомненно, еще больше смешил публику своей слепотой и поклонением
лже-благочестивцу Тартюфу, еще сильнее напоминал дурака из народного
фарса. Эльмиру играла г-жа Мольер, и эта роль оказалась, скорее всего,
в тени ее других успехов на «Увеселениях волшебного острова». Служанку
Дорину — очень важную героиню пьесы — воплотила Мадлена Бежар, стар-
шая сестра (или мать?) Арманды, первая партнерша Мольера еще со времен
«Блистательного театра». В образе Тартюфа предстал один из первых актеров
мольеровской труппы Дюкруази — рослый, физически крепкий мужчина
в расцвете сил; «Еще стал здоровей, румяней и дородней», — описывает Тар-
тюфа Дорина. Известно, что в первый раз Тартюф выходил на сцену в сутане
и широкополой шляпе. Складывался комический контраст между телесным
обликом сластолюбца и показным смирением служителя веры, прячущего
под маской лицемерия собственные пороки.
Существует гипотеза, что вначале роль Тартюфа предназначалась для
толстяка Гро-Рене (Рене Дюпарка, умершего в октябре 1664 года). Но при
всей творческой дерзости Мольера трудно представить, чтобы он доверил
играть священника-лицемера комику, чьим излюбленным жанром были са-
мые грубые фарсы. К тому же в дуэте Оргон-Тартюф сценическая функция
«получать пощечины» отдана первому из героев.
Только через три года драматург снова попытался вывести этих героев
на свет рампы, надеясь, что конфликт с «Обществом Святых Даров» себя
исчерпал, и полагаясь на устное дозволение Людовика XIV. Ко вторичной
премьере он переделал пьесу, включая заголовок и имя главного героя. Герой
теперь звался Панюльф, а комедия, уже в пяти действиях, — просто «Обман-
щик» (
L’Imposteur
).
Эту версию труппа Мольера показала на своей парижской сцене во дворце
Пале-Рояль 5 августа 1667 года при большом стечении городской, демокра-
тической публики. Но история повторилась после первого же спектакля.
11 августа архиепископ Парижский запретил «всем лицам нашей епархии
представлять в какой бы то ни было форме вышеупомянутую комедию, читать
или слушать ее как публично, так и частным образом под страхом отлучения
от церкви»*. Мольер и его товарищи Лагранж и Латорильер предприняли
безуспешную попытку убедить короля повлиять на решение г-на де Ламуань-
она, президента Парламента (представлявшего исполнительную власть),
и архиепископа Ардуэна де Перефикса (олицетворявшего власть духовную)**.
Запрет остался в силе (еще на два года), драматурга это привело к тяжелой
депрессии и намерению перестать писать.
Текст второго «Тартюфа» также утрачен. В прошении королюМольер пря-
мо указывал, что пьеса изменилась во многом, что он специально «смягчил
в комедии некоторые места и старательно вымарал всё, что… могло бы дать
* Цит. по: Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Т. 1. С. 719.
** Все факты изложены Мольером во Втором прошении королю, которое вместе с двумя
другими и авторским предисловием к «Тартюфу» печатается в этой книге (с. 16–18).