Стр. 13 - Детство

Упрощенная HTML-версия

IX
Пять премьер в театре Мольера
Профессионализм мольеровской труппы вызывал всеобщий восторг, но не
забудем — это были прежде всего первоклассные драматические артисты.
«Увеселения волшебного острова» имели свою внутреннюю драматиче-
скую интригу: целью праздника было утверждение негласного звания коро-
левской фаворитки за шестнадцатилетней фрейлиной Луизой де Лавальер.
На самом деле все посвящалось ей. По заказу Людовика XIVМольер сочинил
комедию-балет «Принцесса Элиды», в ее героях должны были угадываться
Людовик и Луиза. Принцессу сыграла молодая жена Мольера — Арманда Бе-
жар, впервые получившая главную роль и снискавшая первые аплодисменты,
которые вскружили ей голову (Мольер рядом с ней изображал старого шута).
Для этой феерической постановки (8 мая) в парке была воздвигнута сцена,
окруженная деревьями и стрижеными кустами, ее освещали пятнадцать люстр
со свечами: пять над сценой и десять — над зрительным залом.
А на шестой, предпоследний, день «Увеселений», когда гости пресытились
красотами преображенной природы, лукулловыми пирами, концертами и
балетами, фейерверками, экзотической фауной в королевском зверинце,
лотереей с розыгрышем драгоценностей, Мольер показал свой собственный
«гвоздь» программы — новую комедию, к восприятию которой придворная
публика оказалась никак не подготовлена.
12 мая 1664 года в Версале состоялась премьера самой знаменитой коме-
дии французского театра, известной всему миру под названием «Тартюф».
Уточним: премьера первой редакции, так как всего премьер «Тартюфа»
у Мольера было три.
Поначалу пьеса называлась «Тартюф, или Лицемер» (
Le Tartuffe, ou l’Hy-
pocrite
) по имени главного героя — негодяя в сутане, и включала три акта.
Комедия понравилась королю, но разгневала священнослужителей и была
сразу же запрещена. Это все, что известно о ней достоверно. Текст, скорее
всего, автор уничтожил собственной рукой.
Из опубликованного отчета о празднестве: «Вечером его величество по-
велел исполнить комедию, названную „Тартюф“, которую господин Мольер
написал против лицемеров. Но хотя эта пьеса была найдена весьма развле-
кательной, король нашел так много сходства между теми, кого настоящее
благочестие приводит на путь к небу, и теми, кому пустое чванство добрыми
делами не мешает совершать дурные дела, что величайшая щепетильность
короля в вопросах религии не могла вынести этого сходства между пороком
и добродетелью, которые могли быть приняты один за другую. И хотя его
величество не сомневался в добрых намерениях автора, он все же запретил
публичное исполнение пьесы и лишил себя самого этого удовольствия, чтобы
не позволить злоупотребить им другим лицам, менее способным правильно
разобраться в деле»*.
* Из официального отчета о шестом дне версальского празднества «Увеселения волшеб-
ного острова» (1664) // Хрестоматия по истории западноевропейского театра / Сост. и ред.
С. С. Мокульского: В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М., 1953. Т. 1. С. 717.