через четыреста лет после Руис?Урбнисского собора* (1103). На этом
соборе было принято постановление, согласно которому тезис о че-
ловеческом достоинстве занимал одно из главных, можно сказать,
даже центральное место.
Думается, что в первом параграфе «Церковного уложения» — до-
кументе, ставшем краеугольным камнем борьбы за нравственную и
политическую ориентацию грузинской Церкви, поистине ренессанс-
ная фраза была записана рукой светской личности, точнее, рукой
царя, которым был именно Давид Строитель.
Иванэ Джавахишвили в «Истории грузинского народа», говоря
о Ренессансе, «рожденном в Западной Европе», справедливо замеча-
ет: «Грузия начала это движение уже в XII в. Начала, но завершить
его помешало монгольское нашествие». Таким образом, можно ска-
зать, что мы участвовали в утреннем спектакле европейского Ренес-
санса, поставленном собственными силами...
Гениальные Фирдоуси** и Низами***, чьи имена часто называют
рядом с именем Руставели, остаются величайшими светилами сред-
невековой культуры. Руставели же принадлежит к другой эпохе,
к новой эре духовной жизни человечества, ибо он вывел на сцену ис-
тории
нового человека
, который познаёт не только окружающий мир,
но и самого себя, обнаруживает в недрах своего существа
личность
.
Руставели высвобождается из традиционных средневековых
литературно?философских оков, открывает «странные и невырази-
мые» черты человеческой души.
Встреча с поэмой Руставели важна для нас и потому, что дает
возможность увидеть собственную личность, окрыленную великой
идеей осмысленного существования. Это видение, навечно запечат-
ленное в наших душах, придает нам силу, смелость, заставляет ощу-
тить себя соучастником величайшего общечеловеческого дела, зову-
щегося жизнью.
* Ру и с и и Ур б н и с и — деревни в Картли (Восточная Грузия), близ города
Гори.
** Фи р д о у с и Аб у л ь к а с им (ок. 940 — 1020 или 1030) — персидский поэт,
автор знаменитой поэмы «Шахнаме».
*** Ни з а ми Г я н дже в и (ок. 1141 — ок. 1209) — великий азербайджанский поэт
и мыслитель.