35
11.
Но и он содержит в себе также два вида, о которых надо заметить сле-
дующее, а именно: что он смягчает зной, и делает все приятным, и?во
всех тварях бывает качеством жизни; ибо ни одна тварь не может
существовать вне холода, так как холод есть текучая, возбуждающая
подвижность во всех вещах.
12.
Другой вид есть яростность: ибо когда холод берет силу, он все подав-
ляет и все повреждает, подобно зною; никакая жизнь не может усто-
ять в нем, если он не будет возбранен зноем. Яростность холода есть
гибель всякой жизни и дом смерти, подобно как и яростность зноя.
О КАЧЕСТВОВАНИИ ВОЗДУХА И ВОДЫ
13.
Воздух имеет происхождение свое от зноя и холода: ибо зной и холод
могущественно гонят все прочь от себя и все наполняют, и отсюда
возникает живое и трепетное движение; но когда зной смягчается
холодом, то качество их обоих становится жидким и горечь стягива-
ет их воедино, так что образуются капли; воздух же имеет свое про-
исхождение и величайшую подвижность из зноя, а вода — от холода.
14.
Теперь, оба качества постоянно борются друг с другом, зной поедает
воду, а холод сжимает воздух; воздух же есть причина и дух всякой
жизни и всякого движения в сем мире, будь тo в плоти или во всем
том, что произрастает из земли, все имеет свою жизнь от воздуха и из
того, что есть и движется в сем мире, ничто не может существовать
вне воздуха.
15.
Также и вода течет во всем живом и трепетном в сем мире: в воде со-
стоит тело всех вещей, а в воздухе — дух, будь то в плоти или в?про-
израстаниях земли; и оба они происходят из зноя и из холода и каче-
ствуют между собою как нечто единое.
16.
Но теперь, в обоих этих качествах надо отметить два особых вида,
а именно живое и смертельное действия. Воздух есть живое каче-
ство, когда он пребывает кротко в какой-нибудь вещи, и Дух Свя-
той господствует в кротости воздуха, и всем тварям радостно в ней.
Но?в?воздухе есть также и яростность, так что он убивает и губит сво-
им жестоким восстанием. Однако качествование берет начало свое от
яростного восстания, так что во всем происходит течение и движение,
Глава I
Об исследовании Божественного существа
в природе