23
            
            
              
                Венера в мехах
              
            
            
              В сущности, меня очень мало интересует красивая женщи-
            
            
              на там, наверху, потому что я влюблен в другую, и, надо ска-
            
            
              зать, до последней степени безнадежно влюблен — еще гораздо
            
            
              более безнадежно, чем рыцарь Тоггенбург и шевалье в «Манон
            
            
              Леско», — потому что моя возлюбленная... из камня.
            
            
              В саду, там, в маленькой чаще, есть восхитительная лужай-
            
            
              ка, на которой мирно пасутся две-три ручные лани. На этой
            
            
              лужайке стоит каменная статуя Венеры — кажется, копия той,
            
            
              что находится во Флоренции. Эта Венера — самая красивая
            
            
              женщина, которую я когда-либо в жизни видел.
            
            
              Правда, это еще не так много значит, — потому что я ви-
            
            
              дел мало красивых женщин, я вообще мало видел женщин;
            
            
              я и в любви дилетант, никогда не уходивший дальше грунтов-
            
            
              ки, первого акта.
            
            
              Но к чему тут превосходная степень — «самая красивая», —
            
            
              как будто то, что прекрасно, может быть превзойдено?
            
            
              Довольно того, что эта Венера прекрасна и что я люблю
            
            
              ее — так страстно, так болезненно нежно, так безумно, как
            
            
              можно любить только женщину, неизменно отвечающую на
            
            
              любовь вечно одинаковой, вечно спокойной, каменной улыб-
            
            
              кой. Да я буквально молюсь на нее.
            
            
              Часто, когда солнце жаром своим пронизывает лесную ча-
            
            
              щу, я укладываюсь близ нее под сенью молодого бука и читаю;
            
            
              часто я посещаю мою холодную, жестокую возлюбленную и
            
            
              по ночам, — тогда я становлюсь пред ней на колени, прижав-
            
            
              шись лицом к холодным камням, на которых покоятся ее ноги,
            
            
              и беззвучно молюсь ей.
            
            
              Нет слов выразить эту красоту, особенно когда вдруг вос-
            
            
              ходит луна — теперь она как раз близится к полнолунию —
            
            
              и плывет среди деревьев, и лужайка залита серебряным бле-
            
            
              ском... а богиня стоит, словно просветленная, и как будто ку-
            
            
              пается в ее мягком сиянии.