31
Рассуждение первое
ассамблеи, нарочно для того созванной, но слишком долго и нереши-
тельно разбиравшей дело.
Нынче знатные сеньоры так милостиво уже не поступают: самое
мягкое наказание, какое они избирают для своих жен, — это пожиз-
ненное заточение на хлебе и воде либо смерть от яда или кинжала, от
их собственной руки или по приговору суда. Не пойму я этого: коли
уж пришла охота отделаться от старой жены и завести новую, как оно
часто бывает, отчего не дать ей развод тихо-мирно, не причиняя нико-
му зла и неудовольствия, притом еще, что не пристало мужчине рвать
узы, коими Господь соединил его с законною супругой. Видели же мы,
однако, тому примеры и в недавних временах, — взять хоть королей
наших Карла VIII и Людовика XII.
По этому поводу довелось мне услышать рассуждения одного на-
шего великого богослова о покойном короле Испанском Филиппе,
который, в нарушение всех канонов, женился на племяннице своей,
матери нынешнего короля; вот что он говорил: «Нам следует при-
знать папу римского наместником Бога на земле, всемогущим или же
нет; в первом случае (чего мы, католики, и должны придерживаться)
нам следует подчиниться его абсолютной и бесконечной власти, кото-
рой он может вершить и разрывать браки по своему усмотрению; ну
а ежели люди откажут ему в таковой власти, то я умываю руки, остав-
ляя сие заблуждение тем, кого добрыми католиками отнюдь не на-
зову. По моему суждению, один лишь наш Святой Отец может быть
судьею супругам в их семейных раздорах, какие случаются меж му-
жем и женою в неудачном браке».
Разумеется, жены вполне достойны осуждения, когда позорят эда-
ким образом мужей своих, нарушая законы брака, заповеданные Гос-
подом; однако же, с другой стороны, Господь решительно запретил
убийство, по каким бы причинам сие гнусное деяние ни свершалось;
на моей памяти почти все кровожадные и безжалостные убийцы, да-
же и грешных жен своих, заплатили за это и плохо кончили, ибо жен-
щины, пусть и виновные в распутстве, все-таки достойны милосер-
дия Божьего, примером чему та же Магдалина.
И наконец, следует признать, что эти несчастные женщины по
причине их красоты куда ближе к Богу, нежели мы, мужчины, ибо
все прекрасное угодно Ему, тогда как безобразие — добыча Дья-
вола.