18
не хватало, и тогда Сергий отдавал своему четвероногому
гостю весь свой обед. Так в полном одиночестве прожил Сер-
гий два года.
МОНАСТЫРЬ
Пошла по Руси молва, что живёт среди леса Божий чело-
век. Стали приходить к Сергию люди, которые тоже хотели
жить вдали от мира. Сергий принимал всех, никого не про-
гонял, но предупреждал, что жизнь их ждёт трудная. Когда
собралось к нему двенадцать человек, то все вместе построи-
ли новые кельи, вокруг поставили забор и ворота. Теперь это
было уже не жилище пустынника, а небольшой монастырь,
или, как тогда говорили, обитель.
Монахи в монастырях называют друг друга «братья».
В маленькой лесной обители Святой Троицы все действи-
тельно были друг другу братьями. Установилась у них такая
жизнь: день начинали и заканчивали молитвой, днём соби-
рались и пели псалмы, а остальное время работали — ведь
всё необходимое они добывали своим трудом. Сергий не мог
и не умел приказывать, ни разу он не сказал: «Встань, иди и
сделай то или это».
Но если кто-нибудь из братьев ленился, он просто брал
и делал работу сам. Чем заставлять, лучше подать пример.
И Сергий своими руками построил три кельи, рубил дрова,
на двух коромыслах носил воду из речки, молол муку и пёк
хлеб, варил обед, шил одежду и обувь. И такая была в нём ду-
ховная сила, что остальные тянулись за ним. И что ни дела-
ли, всё удавалось. Не сыскать монастырской братии дружнее
и трудолюбивее той, что собралась в радонежском лесу.
Шло время. Обитель росла, приходили новые люди. Надо
было бы поставить во главе игумена, таков был порядок.
Монахи не раз говорили Сергию: