Стр. 29 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

25
немкой Анной Монс, дочерью виноторговца. Петр увлекся девушкой, так непо-
хожей на навязанную матерью жену Евдокию, проводил в ее обществе много вре-
мени. Царь полюбил ее, и она ответила взаимностью. Связь Петра с Анной Монс,
которой он ни от кого не скрывал, продолжалась более десяти лет и закончилась
не по его вине. В 1703 году она была уличена в любовной интриге с саксонским
посланником Францем Кенигсеком, после чего последовал неизбежный разрыв.
Работы на Плещеевом озере, спуск в Москву-реку собственноручно постро-
енных судов, проведение маневров увлекали Петра до такой степени, что о госу-
дарственной деятельности он забывал совершенно. В феврале 1692 года к нему
в Переславль приехали бояре-правители Лев Кириллович Нарышкин и князь
Борис Алексеевич Голицын. Они умоляли царя принять в Москве персидского
посла. Бояре лично прибыли к Петру, поскольку никакие письменные напоми-
нания не в состоянии были убедить государя ехать в Москву. Кончилось тем, что
царица Наталья Кирилловна сама стала ездить к сыну в Переславль уговаривать
его озаботиться интересами страны. Петр нехотя подчинялся.
Единственным морским портомМосковского государства был в то время Ар-
хангельск. Петр уговаривает матушку, чтобы она отпустила его к морю. Скрепя
сердце та соглашается, но просит его не задерживаться долго и в море не ходить.
Царь обещает и в июле 1693 года отправляется на север, в Архангельск. Но как
только глазам Петра открылась необъятная морская ширь, как только он услы-
шал рокот волн Северного моря, он позабыл все свои обещания.
Здесь, в Архангельске, Петр впервые увидел настоящие большие трехмачто-
вые океанские корабли, пришедшие в Россию торговать из Англии, Голландии,
из немецкого Гамбурга. Царь побывал на многих купеческих судах, любовался
деревянной резьбой, изучал корабельные снасти и паруса, осматривал чугунные
пушки, следил за слаженной работой корабельных команд. На голландском ко-
рабле вышел в открытое море. Собственные корабли, плавающие по Плещееву
озеру, сразу стали казаться игрушечными. Петру стало ясно, что России нужен
собственный торговый и военный флот. Он понимал, какую пользу принесут
морские корабли его обширному государству.
В Архангельске государь устроил новую верфь, где незамедлительно начал
строить суда европейского образца. Наблюдать за постройкой Петр поручил вое-
воде Федору Матвеевичу Апраксину. Кроме того, Петр заказал в Голландии боль-
шой военный корабль, который через год следовало доставить в архангельский
порт. Сам же царь в октябре вернулся в Москву, задумав отправиться к морю на
следующий год, тщательно подготовившись.