8
29 июня, в Петров день, царевича крестили в Чудовом монастыре. Мальчи-
ка, как и следовало ожидать, нарекли Петром в честь его небесного покровителя
апостола Петра. Царь Алексей повелел, по обычаю того времени, снять с дитяти
мерки для изготовления мерной иконы. Царственный младенец оказался один-
надцати вершков «долготы» и трех «ширины».
Говорят, что мальчик научился ходить очень рано, когда ему было всего
шесть месяцев от роду. Как заметил один из первых биографов Петра, ребенок
был «красен и крепок телом». К первым именинам годовалому царевичу смастери-
ли потешную лошадку во всем уборе. Малышу подарили игрушечные музыкаль-
ные инструменты — клавикорды с медными струнами, цимбалы, дудки и трубы.
Все это частенько носили в Оружейную палату на починку. Подвижному, живому
ребенку не терпелось узнать, как устроены его игрушки, в которых не было недо-
статка. Разборкой своих инструментов он занимался с упоением.
Но время шло. И постепенно младенческие игрушки сменяются военными:
барабанами, луками, потешными пистолями. Все эти игрушки изготовляются
в той же Оружейной палате. Их отправляют «наверх», то есть в палаты, где они
попадают в бойкие и деятельные руки маленького царевича и его товарищей по
играм — детей знатных и незнатных придворных. По повелению Алексея Михай-
ловича был сформирован особый солдатский полк имени его младшего сына. Сам
же царевич Петр считался при этом полковником. Ясное дело, что по-настоящему
полком должен был командовать взрослый человек. Командиром царь назначил
шотландца Павла Менезиуса, человека весьма образованного, знатока многих
языков, путешественника, объездившего почти всю Европу.
Алексей Михайлович скончался, когда его младшему сыну шел лишь четвер-
тый год. Опекуном царевича сделался его сводный брат, царь Федор Алексеевич.
На пятом году жизни у царевича появился первый воспитатель — Тихон Ни-
китич Стрешнев. Но истинного учителя Петр обрел лишь через год. Царь Фе-
дор бывал у Натальи Кирилловны вопреки тому, что недолюбливал и ее, и всю
ее родню, Нарышкиных. Причина этих посещений была проста: Федору нравил-
ся царевич. Именно царь Федор настоял на том, чтобы мальчика начали учить
грамоте. При одном из разговоров Федора и Натальи Кирилловны присутство-
вал боярин Соковнин, он-то и посоветовал сделать учителем малолетнего ца-
ревича Никиту Зотова, из приказных, человека достойного и исполненного
всяких добродетелей. Застенчивый и скромный Никита Зотов оказался усерд-
ным и знающим свое дело учителем. Со своим учеником он прошел весь курс то-
гдашнего школьного обучения: от букваря и часослова до Деяний и Евангелия.