5
Источники истории Жанны д’Aрк
В
распоряжении историка находится большое число документов, по которым мож-
но восстановить жизнь нашей национальной героини. Главный специалист в этом
вопросе, славящийся своей эрудицией Жюль Кишра, составил сборник под названием
«Процесс осуждения и реабилитации Жанны д’Арк, прозванной Девой» (Париж, Фран-
цузское историческое общество, 1861–1869. В 5 т., in-8.). Этот великолепный труд содер-
жит не только полное описание суда, приговорившего Жанну д’Арк к смерти, и суда по
ее реабилитации, но также основные хроники, произведения поэтов и других авторов,
писавших об Орлеанской Деве.
Добавим и «Мистерию об осаде Орлеана» (Серия неизданных документов, Париж,
Национальная типография, in-4.). Мы не разделяем критического мнения господина
Кишра относительно этого литературного и исторического документа. Драма, трогатель-
ная в своей простоте, написана с упоительным вдохновением — и в то же время со всей
верностью, на какую способен театр, восстанавливает характер событий. Вспомним, что
она была представлена вскоре после смерти Орлеанской Девы, да к тому же перед зрите-
лями, многие из коих были свидетелями ее подвигов, что является гарантией точности.
Публикация «Хроники Антонио Морозини» стала последней среди значительных
документальных вкладов в историю Орлеанской Девы. Честь этого издания была поруче-
на Французскому историческому обществу в лице гг. Жермена Лефевра-Понтали и Леона
Дореза (Париж, 1899–1902. В 4 т., in-8.).
Также хотелось бы упомянуть блистательные труды Симеона Люса «Жанна д’Арк
в Домреми» (2 изд., Париж, 1887. In-16.) и «Франция в эпоху Столетней войны» (2 изд.,
Париж, 1890. In-16.) — столь многочисленны использованные в них неопубликованные
источники.
В ХIХ и ХХ веках биографии Жанны д’Арк росли как на дрожжах после публика-
ций Анри Валлона (2 изд., Париж, 1876. В 2 т., in-16.) и Мариуса Сепе (Париж, 1877. In-8.),
ставших классикой, и заканчивая недавними и уже известными произведениями Анатоля
Франса «Жизнь Жанны д’Арк» (Париж, б. д. В 2 т., in-8.), Эндрю Лэнга «The Maid of Fran-
ce», переведенной с английского доктором Буше и E.-E. Кларком под названием «Фран-
цузская Дева» (Париж, б. д. In-16.) и, наконец, книгой г. Габриэля Аното «Жанна д’Арк»
(Париж, 1911. In-4). Произведение английского автора замечательно своей поэтичностью,
эмоциональностью и искренностью. Книга г. Аното — это труд большого писателя и госу-
дарственного деятеля: она представляет собой глубокое исследование и живым светом
освещает не только личность Орлеанской Девы, но и характер ее окружения. Это мощное
и вдохновенное творение.
Орлеанская освободительница дала неисчерпаемую тему для произведений много-
численных живописцев и скульпторов, в самых разнообразных формах непрестанно вос-
певающих чистую и святую героиню. К этим шедеврам стоит отнести и иллюстрирую-
щие наше издание исполненные волнения, красоты и правдивости рисунки, которыми
мы обязаны благородному таланту г. Октава Гийоне.
Франц Функ-Брентано