30
ЭЛИКСИРЫ САТАНЫ • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
мое призвание к монашеской жизни. Леонард спокойно выслушал
меня и, не подвергая сомнению мои видения, кажется, довольно
равнодушно принял их; более того, он прямо сказал, что все это
слишком мало говорит о подлинности моего призвания, что тут
возможен самообман.
Вообще Леонард неохотно говорил о видениях святых и даже
о чудесах первых провозвестников христианства, и я, поддаваясь
искушению, временами подозревал его в тайных сомнениях. Чтобы
вызвать его на откровенность, я как-то дерзнул заговорить о хули-
телях католической религии; особенно порицал я тех, кто с ребяче-
ским задором клеймит веру в сверхчувственное нечестивым словом
«суеверие». Леонард ответил на это с кроткой улыбкой: «Сын мой,
неверие — это худшее из суеверий» — и перевел разговор на дру-
гие, маловажные темы. Лишь значительно позднее приобщился я
к его вдохновенным мыслям о сокровенной стороне нашей религии,
например о таинственной связи свойственного человеку духовного
начала с Высшим существом, и пришел к убеждению, что Леонард
правильно поступал, приберегая самые заветные, излившиеся из
глубины верующей души высказывания лишь для своих удостоив-
шихся как бы высшего посвящения учеников.
Мать написала мне о своем давнишнем предчувствии, что
меня не удовлетворит положение духовного лица в миру и я пред-
почту жизнь в монастыре. В День святого Медарда она явственно
видела старого Пилигрима, являвшегося нам в монастыре Святой
Липы: он вел меня за руку, а я был в облачении ордена капуци-
нов. Княгиня тоже одобрила мое намерение. Я повидался с обеими
перед моим постригом; он состоялся в непродолжительном вре-
мени, ибо мне сократили наполовину срок послушничества, идя
навстречу моему задушевному желанию. Видение матери побуди-
ло меня принять монашеское имя Медарда.
Взаимоотношения монахов, распорядок молитв и служб, весь
образ жизни в монастыре были такими же, какими они показались
мне с первого взгляда. Царивший здесь благодатный мир принес и