8
Донасьен Альфонс Франсуа де Сад
принося невзгоды и страдания. Значит ли это, что в насквозь
прогнившем обществе самый верный способ выжить — это
следовать большинству?
Более образованные, кичась своими познаниями, возмож-
но, процитируют ангела Иезрада из «Задига» Вольтера, ут-
верждавшего, что нет такого зла, которое не порождало бы
добро, и наверняка добавят, что несовершенная структура
рода человеческого такова, что сумма добрых дел равна сумме
дел злых и для поддержания равновесия важно, чтобы хоро-
шего было столько же, сколько дурного, и, исходя из этого, не
имеет значения, если тот или иной человек будет преимуще-
ственно положительным или скверным, и раз добродетель
подвергается гонениям, а порок почти всегда сопровождается
успехом и несправедливость эта безразлична для общей кар-
тины мироздания, то не мудрее ли выбрать лагерь злых, ко-
торые процветают, чем очутиться среди добродетельных, ко-
торые погибают?
Стремясь опровергнуть эти опасные философские софиз-
мы, мы желаем наглядно показать, как уроки несчастной судь-
бы добродетели, преподанные душе развращенной, однако со-
хранившей остатки нравственности, куда вернее способствуют
возвращению заблудшей души к добру, нежели обещанные
на стезе добродетели высокие почести и блестящие награды.
Безусловно, это жестоко: описывать, с одной стороны, много-
численные невзгоды, обрушившиеся на женщину кроткую и
чувствительную, которая свято чтит добродетель, а с другой
стороны, изображать богатство и процветание той, которая
всю жизнь презирает высокую нравственность; однако если
из сопоставления этих двух картин можно будет извлечь поль-
зу, то стоит ли автору укорять себя за то, что он решился пред-
ставить их на суд публики? Должно ли испытывать угрызения