Встречи г-на де Брео
10
в вину. Конечно, местами шутки тут грубоваты, но ве-
селое и, в сущности, здоровое добродушие оправдает их
в глазах тех лиц, чьи уши они могли бы покоробить, тем
более что иногда они касаются чувств вполне почтен-
ных, оскорблять которые я не имел ни малейшего же-
лания.
Сильнее всего люди отличаются друг от друга взгляда-
ми не столько на эту жизнь, сколько на будущую, и в дан-
ной книге как раз речь будет идти о личностях, которые
ни во что не ставили убеждение, будто какая-то части-
ца нашего существа переживет нашу земную оболочку.
В XVII веке их называли вольнодумцами, и они полагали
вместе с Нинон де Ланкло, что «достойны сожаления те,
которые для руководства в их жизни нуждаются в рели-
гии; это доказывает достаточную ограниченность ума и
испорченность сердца».
Ряд свободомыслящих, которых я задался целью здесь
изобразить, говорят довольно зло о том, что им кажется
предрассудками. Может быть, мне следовало бы воздер-
жаться от передачи их рассуждений, но, во-первых, эти
мысли составляют исключительно их собственность, а по-
том я считал, что они образуют любопытную картину
нравов или, как я говорил, род балаганной и нарочитой
комедии, кричащие краски которой намалеваны по се-
рьезному и важному фону сюжета, так что вместо под-
линного лица нам показаны только крашеные рты и кар-
тонные щеки масок.
Каковы бы ни были эти «Встречи господина де Брео»,
я не хотел обнародовать их без предуведомительных слов.
Конечно, мне могут ответить, что лучший способ избе-
жать необходимости объясняться — уничтожить произ-
ведение. Может быть, я так бы и сделал, если бы не был
убежден, что из этой книги яснее, чем из какой бы то ни