Стр. 21 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

15
Венера в мехах
у тебя связано с этой картиной. Несомненно, она играла какую-
то роль в твоей жизни, и, по-видимому, роль ключевую... На-
деюсь, ты не утаишь от меня подробностей.
— Взгляни-ка на другую, ee pendant*, — сказал мой стран-
ный друг, не обращая внимания на мои слова.
Другая представляла превосходную копию известной ти-
циановской «Венеры с зеркалом» из Дрезденской галереи.
— Ну, что же ты хочешь сказать своим сопоставлением? —
Северин встал и указал на мех, в который Тициан облек свою
богиню любви.
—?Здесь тоже «Венера в мехах», — сказал он с тонкой улыб-
кой. — Не думаю, чтобы старый венецианец сделал это наме-
ренно. Вероятно, он просто писал портрет какой-нибудь знат-
ной Мессалины и был так любезен, что заставил Амура держать
перед ней зеркало, в котором она с холодным довольством ис-
следует свои величавые прелести; Амуру же, по-видимому, эта
работа не очень по нутру.
Эта картина — сплошная лесть в красках. Впоследствии ка-
кой-нибудь «знаток» эпохи рококо окрестил эту даму именем
Венеры, и меха деспотической красавицы, в которые закута-
лась прекрасная натурщица Тициана, наверное не столько из
целомудрия, сколько из боязни схватить насморк, сделались
символом тирании и жестокости, таящихся в женщине и в ее
красоте.
Но дело не в этом. Тициановская картина сама по себе яв-
ляется самой едкой, злой сатирой на нашу любовь. Венера,
вынужденная на нашем погрязшем в рефлексах Севере, в ле-
дяном христианском мире кутаться в просторные, тяжелые
меха — чтобы не простудиться!..
Северин засмеялся и закурил новую сигарету.
* Подобие, пара
(
фр
.).